1. П-18 - метровый локатор...
И до кучи
В момент начала программы АТВ ВВС США планировали закупить 133 самолета (132 строевых и один опытный) общей стоимостью 36,6 млрд. долл. для полной замены бомбардировщиков В-52. Однако после объединения Германии, эксперты американских ВВС получили возможность познакомиться с советским истребителем четвертого поколения МиГ-29 (Fulcrum-A), небольшое количество которых находилось на вооружении ВВС ГДР. Командование Бундеслюфтваффе, ставшее новым хозяином МиГов, выделило два самолета для союзника: один предназначался для NASA, а второй - для ВВС.
Испытания советской новинки, начавшиеся под аккомпанемент разглагольствований прессы о конце ╚холодной войны╩, наступившей в международных отношениях ╚эре доверия╩, ╚перестройке╩ и похвалах ╚русскому чуду╩, вскоре были засекречены. Как правило, газеты наперебой рассказывали о потрясавших воображение маневренных качествах советской машины, что же касается БРЭО и вооружения, то обтекаемо говорилось о том, что они почти не уступают американским образцам, но имеет устаревшую элементную базу. Но секрет сохранить не удалось. Участвовавший в этой программе летчик-испытатель Ларри Нильсен все-таки проговорился в беседе с Робертом Ф.Дорром (сотрудником World Air Power Journal) о том, что радар Н-019 (разработка НПО ╚Фазотрон╩), установленный на МиГ-29, видит В-2 даже на фоне земли!! По его мнению, почти наверняка можно предположить, что БРЛС МиГ-31 и Су-27, также способны селектировать такую цель, причем на гораздо большей дальности. Правда, Нильсен оговорился, что экипаж В-2 все же имеет неплохие шансы уйти из-под атаки перехватчиков, но не пояснил, чем они подкреплены. Не ясно также проводились ли испытания СУВ МиГ-29. Но и без этого репутация ╚стелсов╩ оказалась подмоченной.
http://airwar.ru/enc/bomber/b2.html
Настоящим шоком для Америки стало уничтожение на третьи сутки боевых действий самолета F-117A (летчик - капитан Кен Двили), сбитого в ночном воздушном бою в 32 км от Белграда югославским истребителем МИГ-29. По всей видимости, события разворачивались следующим образом: в 20.45 подполковник Гвоздень Дьюкач, перехватил и сбил малозаметный ударный самолет Локхид Мартин F-117A "Найтхоук". По словам сербского летчика, "Стелс" был уничтожен ночью после его визуального обнаружения первой же ракетой класса "воздух - воздух" (очевидно, Р-60М с ТГС). По словам американского летчика, удар произошел совершенно неожиданно, без срабатывания системы оповещения, и он "не помнит, как рванул кольцо катапульты". Семь часов спустя поисковая группа американских командос нашла летчика в укрытии, где он скрывался от югославской полиции, и доставила его на авиабазу Авиана (северная Италия). Однако в ходе выполнения поисково--спасательной операции по поиску и эвакуации летчика был потерян по меньшей мере один американский вертолет с бойцами спецназа на борту. По версии сербов летчик попал в плен и был обменян. Частично это подтверждают русские добровольцы, находившиеся в этот момент в югославской армии.
http://airwar.ru/his…29yug.html
Самолет-разочарование
Первоначально предполагалось, что главной задачей самолетов В-2A Spirit станет поиск и уничтожение советских мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет "Тополь" в ходе глобальной войны. Однако жизнь внесла свои коррективы. В-2A пришлось переориентироваться на участие в локальных конфликтах.
Компания Nortrop, потратив на Spirit более 10 лет, создала самый дорогой в мире летательный аппарат: стоимость серийного В-2А составляет $2 млрд. Второй по стоимости боевой самолет американских ВВС B-1 обходится на порядок дешевле. Сперва Пентагон собирался закупить более 130 В-2A. Но по мере того как расходы на него росли, запросы военных сокращались - сначала до 75, а затем до 21 бомбардировщика.
Несколько лет назад руководители Nortrop уверяли конгрессменов, что В-2А "сможет выполнить работу множества легких бомбардировщиков, при этом благодаря своей малозаметности не будет нуждаться в поддержке армады самолетов".
Однако теперь выяснилось, что это не так. Во-первых, для беспосадочного полета в Европу и обратно В-2А требуется четыре дозаправки (то есть самолет-дозаправщик). Во-вторых, на всякий случай во время налета "невидимок" самолеты радиоэлектронного противодействия EA-6B все же подавляли радары югославской ПВО. В-третьих, многоцелевые истребители F-16 - опять же, на всякий случай - в районе действия В-2 обстреливали территорию противника противорадиолокационными ракетами. В-четвертых, слишком рискованно было пускать Spirit в самостоятельный полет над Югославией - их могли случайно обнаружить сербские истребители, как это случилось с F-117. Поэтому неподалеку находились истребители F-15. Наконец, самолет-разведчик RC-135 фиксировал активность радиоэлектронных средств ПВО, а самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3A помогал В-2 пробираться в насыщенном разными самолетами воздушном пространстве над Балканами.
Правда, не все в США разделяют оптимизм генерала. От баснословно дорогого самолета ждали большего, чем просто удачное бомбометание. Ведь при утверждении ассигнований на В-2 в конгрессе разработчики стратегической "невидимки" утверждали, что пара новых самолета с экипажем из двух человек каждый будет способна выполнить задачу, посильную 55 современным самолетам со 116 летчиками.
Однако сами американские военные летчики признались, что работу пары В-2 обеспечивали как минимум 14 самолетов и 85 летчиков. Иными словами, в Югославии смело можно было использовать более дешевые стратегические и даже тактические бомбардировщики.
Так что В-2 Spirit оказались хоть и самой известной, но довольно бесполезной новинкой югославской войны.
В результате в югославском небе В-2А поддерживала та самая армада, которую он и призван был заменить."
http://www.aeronauti…snns01.htm
One American B-2A Spirit strategic stealth bomber (possibly AV-8 88-0329 Spirit of Missouri) was shot down on 05-20-99 over Surcin at 01:00 local time. The aircraft crashed near the village of Dec (Detch), Pecinci county (in the field between Simanovci and Kupinovo; map 1; map2; map 3). The flight of three B-2As (normally B-2A fly in pairs, one acting as a backup for another) entered Yugoslavian airspace from the northwest and was escorted by several fighter aircraft (B-2As are usually escorted over Yugoslavia by F-15C fighters and F-16CJ fighter/bombers in SEAD role; every mission of B-2As requires about 50 escort and support aircraft). The B-2As were detected by long-wave early-warning radars. The bombers reduced altitude and attacked its targets in Belgrade. One of the B-2As was hit by a SAM in the area of the cockpit and crashed shortly after. Crew was killed in the crash. The incident was reported by Ilustrovana Politika magazine on 06-01-99.
http://www.aeronauti…own001.htm
ну и до кучи
http://www.aeronauti…planes.htm:
March 27 Pentagon acknowledged the loss of one F-117A (USAF 49th FW / 8th FS F-117A 82-0806/'HO'), which was shot down by a Yugoslav SAM of undetermined type (possibly SA-3 or SA-6) and crashed near the village Budjenovci.
April 21 April 21 An F-117A 86-0837/'OT' (construction number A.4062) of the USAF 422nd TES "suffered extensive damage in an unspecified landing accident, details unconfirmed, but reported as a Class A accident." (source: Air Forces Monthly, August 1999, p. 74) Class A accident normally means that the plane was totaled or came very near.
April 30 An F-117A of the 49th FW was damaged during strike mission by a nearby explosion of an SA-3 SAM, "...causing loss of part of the tail section, but the aircraft was able to return safely to Spangdahlem air base, Germany." (source: Air Forces Monthly, July 1999, p. 75)
Учи матчасть, пиндопатриотишка!