Современные российские ВС
38,159,521 99,002
 

  инженер71 ( Практикант )
07 мар 2012 11:26:35

Тред №399119

новая дискуссия Дискуссия  90

Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа
Опубликовано в выпуске № 9 (426) за 7 марта 2012 года

Выдержки на ваш суд

Требования, предъявляемые современным ЗРК, включают увеличение максимальной и уменьшение минимальной дальности поражения целей. При этом все более актуальными становятся проблемы борьбы и с гиперзвуковыми летательными аппаратами, и с малоразмерными, малозаметными, низкоскоростными БЛА (включая мини- и даже микродроны), а также крылатыми ракетами. Вот почему никогда не сходит с первого плана разработка новых средств разведки, необходимость в которых значительно возросла в условиях быстрого совершенствования средств РЭБ и технологии «Стелс». Дополнительной проблемой является уничтожение высокоточных управляемых ракет и авиабомб, для чего нужно значительно нарастить боекомплект ЗРК.
Мейнстримом в пополнении арсенала средств воздушно-космического нападения можно назвать появление БЛА – в немалом количестве и самых разных типов. Разведывательная авиация в некоторых странах уже полностью беспилотная. А в недалеком будущем парк этих аппаратов будет весьма разнообразен – от микро- и мини-дронов до гиперзвуковых орбитальных БЛА. Войдут в него и дозвуковые стратосферные аппараты, способные летать месяцами и даже годами

Вторым мейнстримом становится быстрое развитие крылатых ракет большой дальности (это, в общем-то, тоже беспилотники, только одноразовые). Интерес к ним породили очень высокая эффективность, универсализм, безопасность применения при относительной дешевизне американских «Томагавков». На сегодня их реальными конкурентами являются семейства КР «Яхонт»-«Оникс»-«БраМос» (российско-индийское) и «Калибр» (чисто российское). Важнейшее преимущество последних заключается в возможности скрытого базирования в контейнерах, по виду ничем не отличающихся от обычных грузовых. Соответственно они могут применяться с торговых судов, автомобильных трейлеров, железнодорожных составов. Вообще оба этих семейства превосходят «Томагавки» с точки зрения универсальности. Высокая скорость полета, способность стартовать с наземных пусковых установок и с самолетов тактической (фронтовой) авиации делают российские ракеты более функциональными

Наконец, как было сказано выше, все более серьезной проблемой становятся высокоточные боеприпасы, являющиеся по сути крылатыми ракетами малой дальности (впрочем, этот показатель постоянно увеличивается, доходя уже до сотен километров). Здесь особенно преуспели США, создавшие множество типов подобных боеприпасов (GBU-27, AGM-154 JSOW, AGM-137 TSSAM, AGM-158 JASSM и многие другие).

Ну и, разумеется, никуда не делась традиционная пилотируемая авиация – пока еще самый массовый класс СВКН и главный носитель высокоточного оружия, а также средств РЭБ и противорадиолокационных ракет, еще более усложняющих жизнь ПВО. Увеличение же дальности полета высокоточных авиационных боеприпасов все чаще выводит самолеты из зоны действия противовоздушной обороны, предоставляя ей решать неблагодарную, вернее, совершенно безнадежную задачу борьбы со средствами поражения, а не их носителями. В такой ситуации эффективность высокоточного оружия может фактически оказаться стопроцентной: либо боеприпас поразит цель, либо отвлечет на себя одну или даже несколько ЗУР, способствуя тем самым истощению ПВО

Поражение крылатых ракет большой дальности – вопрос, мягко говоря, непростой, но опять же решаемый. Только что упомянутая С-300 создавалась, в частности, и для этого. Применительно к КР, как известно, самое сложное – это не уничтожить, а обнаружить. В связи с чем, по-видимому, получат дальнейшее развитие радары дециметрового и метрового диапазонов, ЗРК и ЗРС станут непосредственно сопрягаться с различными внешними средствами разведки. Однако если будут расти скорости крылатых ракет (то есть они, оставаясь малозаметными и низколетящими, превратятся в сверх-, а затем и в гиперзвуковые), бороться с ними окажется крайне тяжело, особенно при их массированном применении.
Как никакому другому виду Вооруженных Сил, ПВО необходимы лазеры, которые позволят решить большинство указанных проблем. Стрельба из пушек по мини- и микроБЛА или создание мини- и микроЗУР вряд ли реальны. Лазер же вполне способен справиться с данной задачей. Он также идеален в качестве средства борьбы с высокоточными боеприпасами. Учитывая, что для наземной и корабельной ПВО ограничения на габариты и энергопотребление гораздо меньшие, чем для авиации, вполне реально разработать боевой лазер ПВО малой дальности. Если ориентироваться именно на малую дальность поражения, куда проще устранить главные недостатки лазерного оружия: рассеивание луча и потеря мощности. Вместе с тем на средних и больших расстояниях альтернативы ЗУР нет и не предвидится.

Вдобавок важнейшим средством ПВО станет РЭБ, которая должна обеспечить подавление электроники на СВКН противника и разрыв связи с БЛА (а в идеале даже перехват управления вражеским беспилотником). Применительно к мини- и микродронам это почти наверняка станет единственным реальным средством борьбы против них. Эффективность РЭБ уже продемонстрировал Иран, захватив американский БЛА-«невидимку» RQ-170 «Сентинел».
Таким образом, перспективная ПВО-ПРО вероятнее всего будет сочетанием артиллерии, лазеров и средств РЭБ на малой и отчасти на средней дальности с зенитными ракетами на средних, больших и сверхбольших дальностях.

http://vpk.name/news….html#form
  • +1.30 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!