Цитата: rommel.ua от 07.03.2012 11:47:51
На ABL стоял химический "йод-кислородный лазер мощностью 1,1 МВт и т.д." И что там со свалкой истории - не ясно. То, что проект ABL загнулся, совершенно не значит, что сам лазер выкинули и забыли. Вполне может быть, что он где-то еще всплывет с толком.
Это у нас традиционно развлекались с газодинамическими лазерами..
Вы правы насчет химического йод-кислородного лазера, но в остальном вы не правы:
ЦитатаПервый летающий лазер создала американская фирма Avco Everett еще в начале 1970-х. Газодинамический лазер мощностью 30–60 кВт размещался внутри воздушного топливозаправщика КС-135. В течение нескольких лет мощность лазера удалось увеличить в 10 раз, а время излучения поднять до 20–30 секунд. В 1983 году с его помощью удалось прожечь оболочку летящей на дозвуковой скорости мишени – имитатора противокорабельной ракеты. В результате теплового воздействия произошел отказ ее системы управления. Это стало лучшим результатом данной конструкции.
Ну и по поводу Yal-1:
Цитата
В самолете предполагалось установить 14 энергетических модулей мощностью в 1 МВт каждый, но в фюзеляже «Боинга» удалось разместить только шесть. Снижение мощности до 6 МВт тут же сократило дальность действия лазера до 250 км. Запаса жидкого переохлажденного кислорода и мелкодисперсного порошкообразного йода на борту хватало для осуществления 20–40 лазерных «выстрелов». Для генерации лазерного импульса в модуле смешивается полтонны переохлажденного жидкого кислорода, мелкодисперсный йод, перекись водорода и еще ряд компонентов. Оптические системы, включающие зеркало диаметром 1,5 м, фокусируют луч диаметром около 30 см. По некоторым данным, стоимость одного такого «выстрела» достигает 15–16 млн. долл.
Однако система оказалась неработоспособной в режиме полной мощности по двум причинам. Во-первых, на каждый мегаватт энергии генерируется 4 мегаватта тепла, которые способны раскалить самолет докрасна и спалить дотла. Система охлаждения со скоростью газового потока 1800 м/сек (сопло Лаваля) оказалась не способна выдуть все вырабатываемое тепло из фюзеляжа. А во-вторых, оптические элементы не выдерживают энергопотока. Линзы и зеркала подплавляются, меняют проницаемость и отражающие свойства. В результате выходят из строя и рассеивают луч. Система получилась одноразовая. При этом изготовление каждой линзы и каждого зеркала занимает несколько недель и стоит больших денег.
Первоначально вся программа создания воздушного лазера оценивалась в 2,5 млрд. долл. Но только в 2006 году было израсходовано 3,5 млрд. долл., а весь проект оценивался уже в 7–13 млрд. долл. При этом было совершенно определенно установлено, что при нынешнем уровне технологий проблемы теплоотвода и сохранения оптики неразрешимы. Пентагон отказался от приобретения запланированных летающих лазеров.
Именно поэтому американцы переключились на ЛСЭ, который не имеет указанных недостатков и кроме того обладает широчайшим диапазонам частот вплоть до рентгеновского излучения.