"Записки" Бенкендорфаhttp://www.izvestia.…le3117677/
Мы вступили в недра коренной России. Дворяне, священники, купцы, крестьяне объединились, и повсюду мы встречали самое геройское самопожертвование.
Мы остановились на Ярославской заставе, чтобы прикрыть жителей, бежавших от французов. Сердца солдат разрывались при виде ужасного зрелища. Можно сказать, что люди прощались с Россией. К концу дня густой дым поднялся из середины города и явил нам пылающую Москву. Французы вступали в ад. Мысль эта утешала.
Мы нападали врасплох на них в окрестностях Рузы, Звенигорода. Наш лагерь имел вид воровского притона. Каски, кирасы, кивера и даже мундиры смешивались с бородами и крестьянской одеждой. Французы в атласных мантильях и крестьяне в бархатных фраках. С трудом удавалось спасать жизнь пленных от ярости крестьян. Приходилось хвалить их за то, от чего волосы вставали дыбом.
Приближалась зима. Наполеон увидел, что промедление может похоронить всю его армию в развалинах Москвы.
10 октября мы вступили в столицу, прокладывая себе дорогу через трупы. Развалины и пепел загромождали все улицы. Я поспешил в Кремль, где был охвачен ужасом, найдя собор, который пощадило пламя, перевернутым вверх дном солдатней. Мощи святых изуродованы, их гробницы наполнены нечистотами. Трупы наполняли зловонием своды. Остальной Кремль сделался добычей огня и мин. Из 13800 дворцов и домов Москвы уцелели от пожара 1500.
Упадок дисциплины и духа превратил отступление Наполеона в постыдное бегство. Казалось, само небо решило отомстить за Россию - ветер принес 25-градусный мороз. Лошади падали одна за другой, оставляя обозы и артиллерию. Несчастные французы уже почти не сражались. Длинный след в виде окоченевших трупов обозначил путь и страдания этой армии.