Обсуждение космических программ
9,139,552 41,202
 

  quququ ( Слушатель )
13 мар 2012 09:53:29

Тред №401319

новая дискуссия Дискуссия  101

http://www.novosti-k…855#904855

Фобос-Грунт - подведение итогов.
Цитата
Показалось интересным просуммировать кратко все, что было известно, прокомментировать выводы комиссии и последовавшие из этого выводы.
Среди 1000 постов на этом форуме, ряд обсуждений были близки к реальной ситуации, но многое по ходу потерялось среди флуда.
Небольшой краткий повтор:
Логика работы БВК.
Как уже отмечалось в логику выведения закладывался безусловный (автоматический) выход с опорной орбиты на промежуточную.
По сигналам (троированным) от контактов отделения от РН, включался БВК и запускался режим инициирования всех систем необходимых для функционирования и проверялась их работоспособность.
«Система управления ориентацией и стабилизацией осуществляет гашение остаточных угловых скоростей КА. После этого производится включение двух комплектов приборов ОСД и реализуется алгоритм поиска Солнца, с приведением его к заданному программному положению в поле зрения ОСД с допустимым отклонением ±1°. Длительность построения солнечной ориентации не превышает 15 мин.
Алгоритм управления движением на участке построения солнечной ориентации разработан так, что идёт одновременная обработка информации двух комплектов ОСД и БИБ, что позволяет обеспечить высокую надёжность и удержание ориентации аппарата в требуемом направлении при заходе КА в тень.»
В номинальном режиме работы, ТМ информация передавалась через РПТ111 который включался по запросу с наземных станции и включение дублировалось по ПВМ синхронизированному по бортовому времени (системы дублированные). Такая же логика использовалась для включения/выключения РДМ.

Констатация #1: Выведение РН Зенит было штатным. ТМ с последней ступени РН Зенит полученная на первом витке подтвердила номинальные параметры орбиты и штатность циклограммы.
Констатация #2: Все операции на первом витке были проведены номинально. Выбраковки ни по одной из систем не было. ПСО была построена. До ухода в первую тень, был проведён 1-й сеанс радиосвязи, который подтвердил, что все системы работают нормально (за исключением БОКЗ, так как эта единственная система, которая не была задействована на первом витке).
Констатация #3: После выхода из тени, аппарат оказался на той же орбите, в ПСО и в защитном режиме. Подтверждение ПСО было получено от средств наблюдения России и США.

На втором витке перед первым активным участком строится ИНО. В упрощённом изложении, на этом этапе отказы парируются следующим образом:
- При отказе двух комплектов БОКЗ (двойной отказ) или выбраковки данных с него снятых, используется информации с БИБ и осуществляется активный манёвр с большими погрешностями с учётом ухода гироскопов БИБ.
- При отказе двух комплектов БИБ (двойной отказ), используется программная ориентации построенная БКУ на основании измерений БОКЗ и проводится активный манёвр
- При отказе исполнительных органов (ДУ СОиЗ, тройной отказ), БКУ переводит аппарат в аварийный (защитный) режим.
- При не запуске МДУ при построенной ИНО, переход в аварийный (защитный) режим. Примечание: схема запуска МДУ достаточно «дубовая» с высокой степенью надёжности.
- При отказе БКУ (троированная мажоритированная схема). Перезагрузка БВК. Переход в аварийный (защитный) режим.
Как можно видеть, только при тройном отказе на борту выход на промежуточную траекторию не мог быть реализован.
Аварийный (защитный) режим:
Аппарат переводится в ПСО и стабилизируется. Проводится подзарядка БА от СБ. Энергоёмкие системы работающие от ХИТ на МДУ: РПТ111 и РДМ выключены и могут быть задействованы при условии получении команды ОТ БВК или команд прямого действия от КРЛ БРК ПМ.
БРК ПМ включён и работает постоянно на приём. Включение в режим передача, возможно в любой момент при получении запроса с НРТК. Также, в соответствии с аварийным режимом, БРК ПМ осуществляет автономные включения на передачу ТМ информации длительностью около 40 мин, каждые 2 часа в течение 8 суток.
Констатация #4: Как было подтверждено после, БРК ПМ выполнял свои функции по периодической передаче аварийного кадра, но земля была к этому не готова (не номинальная орбита, скорости пролёта, ограниченное покрытие средствами НКУ).

Пока пытались договориться с зарубежными станциями и приспособить свои для такого сигнала, вероятность получить доброкачественную информацию снизилась.

Констатация #5: 23 декабря с Перт был получен аварийный кадр БРК ПМ который в НПО не был дешифрован. Такой же кадр был получен на станции в Байконур 24 декабря. С этого момента любые другие попытки войти в связь как с Байконура так и со станции Перт не увенчались успехом.

Анализ аварийного кадра БРК ПМ много чего не дал. Он содержал состояние отдельных блоков БРК ПМ, рабочие напряжения на шинах БРК ПМ, температуры на отдельных элементах БРК ПМ. Так же отмечалось, что шина обмена данными с БКУ находится в работоспособном состоянии. Он содержал также историю переключения между основным и резервным передатчиком. Все это не дало что-либо существенного для анализа аварийной ситуации.

Оперативные действия на земле были направлены на попытки: включить РПТ111 и РДМ, а также получить информацию с работающего БРК ПМ либо инициировать его передачу в жёстких условиях приёма/передачи на опорной орбите, с учётом необходимости адаптации наземных средств к этим условиям. В случае получения такой информации, могли бы быть приняты действия по закладке новой программы полёта, способной перевести КА как минимум на промежуточную орбиту.

Анализ показал, что к началу декабря на борту начали развиваться вторичные аварийные ситуации. Так появление и пропадание связи могло быть связано с функционированием СЭП на низкой орбите. При пропадании тока зарядки от СБ и разрядке БА, они переключаются на ХИТ, на которых имеется почти полусуточный запас. При этом БА отключаются. В этом случае ток в цепях будет появляется при засветке СБ солнцем и пропадать в тени. С учётом аварийного поведения борта, включение БА по току от СБ не происходит.
Все это закончилось в январе и чем известно.

Следует отметить, что оперативные группы в НПО Л, работали и день и ночь пытаясь смоделировать какие-либо причины аварии на борту. Почти за два месяца найти такую причину так и не удалось. Моделировались возможные одиночные и двойные отказы, и только в совершенно нереальных условиях и воздействия, удавалось перевести борт в аварийный режим.

Констатация #6: ФГ был запущен до конца не отработанным. Летом 2011 ряд инженеров и руководителей подразделений указывали на это руководству НПО Л. Но руководитель был чётко заточен запустить в 2011. Подтверждается, что уже после отправки на Юг, были найдены несколько ошибок в ПО и пришлось перепрошивать борт на Юге практически без необходимых для этого случая испытаний в связи с отсутствием КИА.

Констатация #7: БКУ имел два канала с полукомплектом БЦВМ в каждом и два дополнительных канала с полукомплектом БЦВМ в каждом в холодном резерве. Один полукомплект канала в холодном резерве, при испытаниях на Байконуре вышел из строя и был отключён. Включение полукомплекта холодного резерва могло происходить, только если два активных комплект полностью выбраковывались.
Перезагрузка двух комплектов, не рассматривалась как ситуация, требующая включение полукоплектов из холодного резерва. Аппарат считал себя нормально функционирующем в защитном режиме!

Работа комиссии.
Работа комиссии базировалась на методе исключения. Варианты, которые могли быть подтверждены экспериментально, исключались. Были отработаны различные сценарии и практически, по каждому не удаль получить ситуации, которая наблюдалась в полете. Фактически оставался один сценарий, по которому полностью подтвердить или опровергнуть экспериментальным путём ничего не удавалось – ТЗЧ. Тем более было подтверждено, что испытания на радиационную стойкость не были проведены полностью, и базировались на сопроводительных сертификатах. И всем известно, что процесс закупки РЭИ в нашей промышленности это больное место. Так что с технической стороны, этот результат лежал на поверхности, но практически не доказуем.

Выбор ЮНК как руководителя комиссией был определяющим. Только он зная все проблемы и пр. мог построить доказательную и авторитетную базу без поиска виновных и всех последствий. Будь на его место кто-либо другой, могли бы полететь головы. И было за что:
1. Логика борта была задана в ТЗ уж слишком простая. Ее писали хотя и опытные и в возрасте специалисты (Ш и другие) она была написана и утверждена с несколькими ляпами. Очевидно, сказалась более чем 10 летний перерыв и отсутствие реального Генерального конструктора. Причастные отделались порицанием.
2. Отработка комплекса не была проведена полностью, включая отставание и отсутствие наземной машины идентичной штатной. Здесь же недостатки в приёмке и испытаниях на радиационную стойкость. КП и ММ получили соответствующие выговоры.
3. График разработки и отработки не выполнялся и страдал тахикардией несмотря даже на перенос с 2009 на 2011. Сказалась также пересмена генерального. Новый по началу был «скромный» и не давил особо, а в конце, наоборот, не взирая на реальное положение вещей, стремился выполнить обещанное своему начальству. Сказалось также его опыт из Красноярска, где выпускались машины практически в серийном производстве и не было проблем с наукой (кто работал с наукой – знает). Все наказания перевёл на подчинённых.
Комиссия была заточена на поиск технической неисправности, и оценку всего остального смягчила.

Таким образом, и учитывая работу Спектра и Электро, основной разработчик почти не пострадал. И это наверно правильно. Так как то что случилось с ФГ это комплекс социально-экономических причин (финансирование, ситуация в отрасли, слабое руководство на всех уровнях, ситуация в обществе). И хорошо, что Рогозин не стал махать шашкой.

В рамках разделения должностей генерального директора и генерального конструктора, ММ претендует на должность Ген. Конструктора. Как говорят «за одного битого двух не битых дают». Сегодняшний главный, возможно уйдёт, не удовлетворившись оставленными функциями.
  • +0.56 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!