Цитата: Buster от 17.03.2012 21:34:00
Насчет неотроцкизма прочел статью. Никакого поклонения не обнаружил. Основная мысль (по моему) - не нужно демонизировать Троцкого, хотя бы потому, что его идеи имеют столько последователей по всему миру.
Это не отменяет того факта, что, в конкретный исторический период конфронтации с капиталистическим Западом, Троцкий (его идеи и сторонники) был смертельным врагом Советской России. Немножко напоминает сегодняшний оранжизм.
Безусловно, любых исторических личностей не нужно демонизировать. Всякого рода демонизации или культы личности, которые суть те же демонизации, только со знаком плюс, уводят в сферу мифа. Оно нам надо?
Цитата: Buster от 17.03.2012 21:34:00
Первый вопрос к СВ. Кургинян частенько упоминает поздние работы Маркса о России и таинственно умолкает ;).
Прочитал выдержки из переписки Маркса с народниками, конкретно с Верой Засулич.
Это оно? И почему эти важные тексты были замяты?
Насколько я помню, в книге Исав и Иаков этому посвящено много места.
Почему замяты. Как бы вам сказать. Люди попадают в плен своих сформированных видений мира. И если на солнце появляются пятна, то первой реакцией будет сказать: «сгинь, нечистая сила». И это в общем то правильно, консерватизм так сказать.
Вот от одного хорошего автора короткая зарисовка сути разногласий
Сталин и Ленин
http://smirnoff-v.li…42032.htmlЦитата
В общем смысле я понимаю историю развития большевицкого движения следующим образом. С самого начала большевизм включал в себя два основных направления, большевиков почвенников, и большевиков ортодоксов. Почвенники, скорее практики, а не теоретики, и непосредственно соприкасаясь с реалиями русской жизни сформировали воззрения, для ортодоксов еретические. В некоторой степени они сдвинулись к народникам. В дальнейшем эту группировку возглавил Сталин.
Ортодоксы же твердо следовали теоретическим схемам Маркса, но надо заметить, назвав марксизмом позицию Маркса только одного, вполне определенного периода. Чего стоит сокрытие Плехановым письма Маркса Вере Засулич, по той причине, что Маркс сам говорит там далеко не ортодоксальные вещи, которые могли быть взяты на вооружение большевиками почвенниками. Впоследствии ортодоксы разделились на левый и правый уклон. Дело в том, что и тот и другой уклоны имели в основе одно и то же положение: Россия, как крестьянская страна не может строить у себя ни какого социализма. Для этого нужен рабочий класс, а его пока немного.
Левый уклон, (Троцкий), считал, что поэтому выход только в мировой революции. Заниматься государственным строительством в России смысла нет. Она лишь вязанка хвороста для запала этой самой революции. И принципиальный план его таков. Согнать народ в трудовые и военные армии и кинуть на Европу. Правый уклон (Бухарин, например), видел иной выход. А именно, вернуться к буржуазным отношениям, далее по Марксу, рост капитализма, рабочий класс, и социализм уже, т.с. законный.
Чем это грозило России? Левый уклон, это гибель русского народа в бессмысленной войне со всеми, а правый, это продуцирование периферийного капитализма, гальванизация ситуации, уже приведший к революции в 17-ом, т.е. хождение по кругу.
Сталин же фактически отказался от этой основополагающей формационной идеи ортодоксального марксизма, и тем самым для ортодоксов сразу стал ренегатом, в чем его неоднократно затем упрекали. Все же надо заметить, что отказавшись от ортодоксии, он на самом деле не отказался от Маркса (позднего).
…
Ленин, начавший с ортодоксии, постепенно двигался в сторону почвенничества, и это было не просто. Вспомнить хотя бы скандал, разразившийся в среде левых теоретиков по опубликованию апрельских тезисов. Но как бы там ни было, Ленин сумел повернуться лицом к реальности и тем обеспечил победу революции.
В тоже время из-за того, что Ленину пришлось удерживать единство большевиков, его наследие неоднозначно. Из него могут черпать и обосновывать себя и ортодоксы и почвенники, а соответственно и те и другие в состоянии называть себя верными ленинцами и идейными последователями.
Какова на самом деле была позиция Ленина, трудно сказать. Вообще для исторических деятелей, творящих не в тиши кабинета, а на площадях, невозможно и не нужно пытаться выявить, что он думал на самом деле, а что его заставили говорить обстоятельства, поскольку в таком случае эти вещи неразрывны.
Оба направления большевизма сразу после гражданской войны вошли в конфликт друг с другом. Актами этой борьбы были, в том числе, и т.н. крестьянские восстания (Антоновщина, Миронов и т.д.), и 37-й год, когда по ортодоксам был нанесен сильнейший удар и хрущевская реакция. Но это уже другая история.
Цитата: Buster от 17.03.2012 21:34:00
И второе. Верно ли я понимаю, что Столыпин для дореволюционной России, это как Косыгин (мягкий выбор) или Чубайс (очень жесткий вариант) для СССР?
Больно наши либералы этих персонажей уважают ;)
Столыпин вообще никакого отношения к СССР не имеет. Реформы его были в чём-то верными, а в чём-то ошибочными. Но вся их верность и ошибочность была нивелирована недоведённосттью. Почитайте Кожинова Россия 20-й век. Столыпин разрушал общину. Далее по замыслу, должна была начаться конкуренция в крестьянской среде, разорение мелких подворий выдавливание бедноты в города, где из них делали бы пролетариат. Только это бы происходило медленно, самотёком. И весь этот период сопровождался бы непрерывными восстаниями и революционной ситуацией. Большевики же с одной стороны провели индустриализацию, то есть включили насос по ускоренной перекачке людских ресурсов в города, а с другой коллективизацию, то есть вернули в деревню привычную общину и укрепили её.