ПАК ФА (Т-50)
4,724,407 6,046
 

  станок ( Слушатель )
23 мар 2012 10:22:08

Тред №404835

новая дискуссия Дискуссия  196

Для кабины пилота Т-50 разработали уникальное покрытие
На стеклянную кабину пилота самолета пятого поколения Т-50 нанесли уникальное покрытие, благодаря которому сигнал от радара систем ПВО противника не отражается от кабины самолета, а приборы, установленные внутри, остаются невидимыми для электронных систем разведки врага, пишут «Известия».
Кроме того, летчик защищается от мощного излучения радаров рядом летящих самолетов. Однако, чтобы фонарь самолета остался прозрачным, в напылении приходится использовать золото.
Как рассказал главный конструктор НПП «Технология» Владимир Викулин, напыление делают многослойным из нескольких металлов - золота, индия и олова. Толщина одного слоя не превышает 20 нанометров (в одном метре миллиард нанометров), а всей пленки - 90 нанометров. Несмотря на такое незначительное количество металла, радиозаметность внутрикабинного оборудования снижается в 250 раз.

«Для того, чтобы нанести это покрытие, мы разработали специальную магнетронную установку, которая позволяет добиться равномерного напыления толщиной каждого слоя 20 нанометров. Равномерность очень важна - если превысить толщину, изменятся оптические свойства кабины, если сделать слишком тонким - электромагнитное излучение будет «просачиваться», - пояснил Викулин.

По его словам, для нанесения покрытия самолетный фонарь помещают в специальный автоклав, из которого откачивают воздух. Затем особой элетромагнитной пушкой, испаряющей металл, «рисуют» покрытие, равномерно накладывая электроны на поверхность, независимо от ее кривизны.

«Сочетание золота, олова и индия было выбрано путем подбора спектров, который продолжался несколько лет. За это автор разработки Олег Просовский получил премию правительства», - рассказал Викулин.

Кроме радаров, золото-индиево-оловяное покрытие решает и другую проблему - защищает пластиковые элементы кабины самолета от воздействия ультрафиолетового и инфракрасного излучения. В 2010 году из-за хрупкости полимерных ремней безопасности при катапультировании из самолета погиб индийский пилот - лямки, удерживавшие его в кресле, лопнули. С новым покрытием этого удастся избежать.

Ожидается, что новым «фонарем» Т-50 начнут оснащать после проведения испытаний.

«Главная задача остекления кабины самолетов пятого поколения, помимо низкого аэродинамического сопротивления и высокой прочности, - скрыть от радаров оборудование кабины. Крылья и фюзеляж закрыты композитными панелями, которые «прячут» самолет, а вот через кабину самолет может демаскировать себя», - пояснил Владимир Викулин.

...
«Основной демаскирующий элемент - это, конечно, двигатель самолета, который выдает местонахождения самолета за счет металлических лопаток. Но двигатель удалось закрыть непроницаемыми панелями. А кабину так просто не спрячешь - она должна быть прозрачной. Поэтому использование таких решений - вынужденная мера»
http://www.vz.ru/news/2012/3/23/570358.html
  • +1.59 / 20
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  GDV ( Слушатель )
01 апр 2012 19:50:24

Такие покрытия применяли еще с ..., любят сейчас выдавать за нечто новое разработки времен СССР... Были и есть установки вакуумного и сверхзвукового пыления металлов, амальгамные и проч. методы.
Ну а полимеры, которые боятся ультрафиолета и инфракрасного(!!!) излучения - это что- бельевые веревки китайского производства, купленные на рынке? Они что, смеются? При чем тут радиопоглощающие покрытия? Обычное оконное стекло вполне прилично поглощает ультрафиолет.
ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ ПРИМЕНЯЕМЫХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ - и все.
  • -3.21 / 30
  • АУ
 
 
  Kali ( Слушатель )
11 апр 2012 23:56:51

Не могу не прокомментировать, несмотря на статус автора. Дело в том, что не только "китайские бельевые", но вообще почти все полимеры очень чувствительны к УФ. Например, если брать обычный ПММА (полиметилметакрилат=оргстекло=плексиглас) и пытаться использовать для остекления фонарей (сорри, я химик-полимерщик и не особо разбираюсь в конструкции самолетов, остеклдение кабины - это фонарь?), то он гакнется быстро, потому что "серебрится"-есть такой эффект - перепады температур+УФ+нагрузка(статическая в том числе)=сеть микротрещин=потеря прозрачности+потеря прочности. Так вот чтобы это победить нужны не хилые усилия, между прочим. И производство было заточено именно на авиацию в свое время. В 2009 завод в Дзержинске был или на стадии поднятия из-под плинтуса, или уже на траверзе запуска линии ориентированного ПММА, точно не скажу. Обычное стекло нельзя из-за осколков.Да и не говоря про кварцевое даже - обычное УФ пропускает....по крайней мере через него идут процессы, индуцирующиеся высокоэнергетическими квантами-УФ... Безосколочное автомобильное - нельзя, так как ПВБ, компонент триплексов, не особо дружит (в том варианте как применяется) с минусами.  Это если про стекла. Да, есть еще поликарбонат, уже упомянутый. Но, честно говоря, не встречала в публикациях про его применение для остекления фонарей. Если кто-то где-о читал - ткните мну в ссылку...а так - он идет на очки, например, Smith &Wesson стрелковые, я такие радиометром меряла - УФ гасится. Правда там еще покрытие...  если про ремни - то придется повториться - любая полимерщина, за редким исключением, УФ не любит и от него валится/сшивается.

АУ убрала
  • +2.57 / 25
  • АУ
 
 
 
  Alex_B ( Слушатель )
07 май 2012 14:53:41


Не вижу повода для скорби. Интересно, а как в 30-е годы и в ВОВ самолеты летали? Остекление у них было как раз из плекса. Причем СТАРОГО. Кстати, на ВСЕЙ легкомоторной авиации (Ан-2, Вильга, Сесна, Як-18/52 и т.д.) остекление до сих пор из плекса делают.

1. Самолет в воздухе проводит времени меньше, чем на земле. И на стоянке зачехлен. Всегда. И минимум зачехления - это обязательно чехол на фонарь, который изнутри подбит толстым слоем фланели/байки. Сколько лет будет срок службы плекса в таких условиях? Подсказка -- на тех же Як-52 с остеклением из тонкого однослойного плекса, стоящих круглый год под открытым небом, у нас как-то проблем с не было.

2. Никто не мешает раз в 3-5 лет или каждые 1000-2000 часов налета менять остекление - в рамках регламентных работ. Несколько кусков плекса поменять - это не капремонт.

3. Новые авиационные сорта более устойчивы к УФ (т.е. могут тянуть весь срок службы или межремонтный срок машины). Кроме того, само остекление может быть сделано в виде сендвича, в котором верхний слой - УФ-фильтр.
  • +1.96 / 20
  • АУ