Я тоже сильно зацепилась мыслью о реформу РПЦ. Когда искала чего-нибудь почитать по истории церкви в связи с «делом патриарха», то наткнулась на жизнеописание первого патриарха второго патриаршего периода, начавшегося в 1918 году – Тихона. И там вот что прочитала:
http://www.xxc.ru/or…or/tichon/«Можно сказать с уверенностью, что в русской истории не было Собора столь соборного, представительного, ответственного и смелого, столь воодушевленного живой верой и готового идти на подвиг, как Поместный Собор 1917-1918 г. Этот Собор открылся в день Успения Божией Матери, по новому стилю 28 августа 1917 года. Почетным председателем Собора стал старейший митрополит Киевский Владимир, а действующим председателем был избран святитель Тихон, возведенный за несколько дней до этого в сан митрополита.
С самого начала работы Собора ощущалось тревожное время, тревожные приметы будущих перемен. И на Соборе был поднят вопрос о реформе церковного управления: было предложено возродить в Русской Церкви патриаршество. Против этого было много возражений. Многие деятели Русской Церкви, привыкшие к синодальному управлению, считали, что управление патриаршее подобно монархическому, оно уничтожает коллегиальность и дает волю произволу одного человека — Патриарха, считали, что это опасно и вредно. В это время монархия была свергнута, поэтому в России возращение к такому личному возглавлению казалось непопулярным. Но после многих заседаний и горячих дискуссий, где выступали замечательные деятели Русской Церкви, замечательные мыслители, люди святой жизни, было решено избрать Патриарха.
Голосованием выделили трех кандидатов, из которых Патриарх должен был избираться посредством жребия. Первым кандидатом был известный богослов архиепископ Антоний (Храповицкий). Вторым кандидатом стал один из старейших архиереев Русской Православной Церкви архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий). И только третьим кандидатом был избран митрополит Московский Тихон. .» В приведенной цитате мое внимание привлекло опасение по поводу того, что патриаршее правление дает волю произволу одного человека, и еще привлекла внимание процедура выбора патриарха по жребию. А какова была процедура выбора Кирилла? Если не по жребию, то надо прямо себе признаться, что альтернативой жребию является простая коррупция. И насчет произвола одного человека опасения тогда были не напрасны. Я вчера пост написала на БП как раз вдохновленная прочитанным выше. Этот пост уже исчез там по АУ, но я его здесь ниже повторю. Просто для того, чтобы затравить бражку на тему возврата синодального правления вместо патриаршего. Если у кого есть какие мысли на этот счет, то хотелось бы услышать.
Цитата
Я тут предрекала, что Кирилла скинут на днях, а потом заглянула в википедию просветиться малость и узнала к своему вящему удивлению, что патриарший период номер два существует лишь с 1918 года, а до этого триста лет существовал период синодальный, т.е. коллективный, введенный Петром в 1700 году.
В разделе «Постсоветская эпоха» написано:
«Возникшая после распада СССР (конец декабря 1991 года) особенность положения РПЦ — транснациональный характер её исключительной юрисдикции в пределах бывшего СССР (без Грузии): впервые за всю историю своего бытия Московский Патриархат начал полагать своей «канонической территорией» (термин был введён в оборот в 1989 году[74]) территорию множества суверенных и независимых государств.»
О как!
Это все не шуточки. Это самая что ни на есть геополитика, и при таких ее масштабах увлекаться бизнесом по продаже заупокойных молебнов по 20 рублей с покойничка и крышевать свечные ларьки по территориальному признаку, хотя традиционный свечной бизнес давал и дает более чем достаточно для прокорма, - означает просто разрушение русской православной церкви как духовного института и превращение ее в коммерческую организацию.
Там же написано о том, что сделано патриархом Алексием II с 1990 по 2008 год, и что сделано Кириллом с 2009 года:
Патриаршество Патриарха Алексия II характеризовалось значительным количественным ростом приходов, монастырей и епархий РПЦ, сохранением раскола на Украине (подробнее см. Украинская православная церковь (Московского патриархата)#История), возрастанием роли РПЦ в общественно-политической жизни России и некоторых иных стран бывшего СССР.
17 мая 2007 года был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ, в соответствии с которым Русская Православная Церковь Заграницей становилась «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви»[76].
27 января 2009 года Поместным Собором РПЦ на московский патриарший престол был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), по инициаиве которого была проведена реформа административной структуры Московской Патриархии, в частности создан ряд новых синодальных учреждений (отделов). В 2011 году началась реформа епархиального устройства Русской православной церкви, в результате которой в РПЦ, как и в ряде других поместных церквах, будет действовать трёхступенчатая система: Патриархат — митрополия — епархия
Я не спец в устройстве государственных структур, но даже мне видно из написанного, что Кирилл затеял узурпацию власти в РПЦ, а соответственно и во всем православном мире. Короче, захотел быть вторым Папой Римским. А при той геополитической роли, которую после распада СССР играет РПЦ в мире (читай выше), никто этому бизнес-men-у осуществить его планы не позволит. Так что можете меня минусовать, можете резать меня на куски и есть меня с маслом, но я предвижу, что в период до инаугурации нового президента этого Кирилла не просто скинут, а, возможно, возродят синодальное управление церковью.