Аж про Ф-22 еще вспомнилось... они ж там отказались от боковых панелей АФАР, хотя изначально хотели. Т.е. обзор 3/4 сферы хотели. Но!
1. Не смогли воткнуть конструктивно. Куда? А некуда.
2. Получалось очень тяжело.
3. Получалось не просто слишком дорого, а
сильно очень дорого.
И так во всех ТТХ. Хотели чтоб все-все было и чтоб это все очень круто. Не получил-л-лось. Пришлось довольствоваться тем, что хоть как-то срослось, но за очень большие деньги.
1. Крейсерский сверхзвук. Есть, но странный. При небольших относительно изменениях высоты сильно меняется скорость и расход топлива. Вывод: сыро и недоведено до ума. Ни с точки зрения аэродинамики, ни с точки зрения силовой установки. Использовать можно, но гибкость не та.
2. АФАР. Впервые на самолете в истории
американской авиации. Но не впервые в мире. Заявленные характеристики впечатляют, но иметь заявленную дальность, близкую к АВАКС, возможно только над пустыней Невады в безоблачную погоду сидя на 16 тыс. метров.
3. "Бесшумный" режим радара LPI. Тоже сомнительно. Если оно излучает, услышать можно. Ничего принципиально нового. Но впервые на самолете. "Лечится" просто: немного перенастроить аппаратуру обнаружения. Или поменять пару блоков БРЭО.
4. Внутрифюзеляжная подвеска вооружения. Влезает не так много. Если вешать снаружи - это уже не стелс. Створки открыли - тоже. Имеем дорогую платформу для доставки небольшого боекомплекта.
5. AIM-120D - с дальностью аж 100 км. Еще в разработке. Текущая AIM-120C - дальность 50 км. Штатная дальность аналогичных русских ракет 100+. Кто кого раньше уе#ет и останется безнаказанным - вопрос интересный.
6. Пожертвована максимальная скорость. Если что - не догоним, если что - не съе#емся
Замечательно. Катапульту явно ставили в расчете и на этот случай.
7. Высотность... Бриз любил "путать" боевой и практический потолки со статическим. В принципе практический потолок Ф-22 не превышает таких же у Су-27 и Су-35. Динамический у "Сушки" поболее будет. А Миг-31 тем более не переплюнули. так у того еще и ракеты на 300 км летают...
8. Стойкость спецпокрытий. Боевой
истребитель, который между вылетами должен стоять в кондиционированном ангаре - это круто
А в полете? Солнце, вода, снег, лед, скоростной напор, разогрев, перепады температур.
9. Двигатели с ОВТ. Впервые в Америке! Правда с отклонением в одной плоскости. Это в России уже пройденный этап, сейчас с двумя делают.
10. Самое вкусное - стелс. ЭПР 0,001 кв. метра. Верится с ба-а-альшим трудом. Фото реальной машины сомнения усиливают. Реальный конус ББ МБР диаметром 70 см направленный на радар носом и неплохо обмазанный имеет 0,001. Так что не верится. Реально, даже если они достигли 0,05-0,1 в положении "носом в радар", это в случае УБРАННЫХ всех антенн. То есть ни мы не слышим, ни нас не слышат. Начинаем радиообмен (выдвигаем антенны), маневры - и все... баста, карапузики, кончилися танцы.
11. Маневренность. Неплохо, но ничего выдающегося. Догфайт у Ф-15 выиграет однозначно.
12. Цена. Я плакаль...
13. Количество. 4 полка по завершению производства. Плюс две учебные эскадрильи. Я плакаль.
Итог. Была сделана очередная попытка сваять вундерваффе. В итоге получилась неплохая машина, но... ничего сильно выдающегося. По окуенной цене и малым тиражом. Поколение 5-- или 5-. Ничего более. От поколения 4+ и 4++ кардинально не отличается.
Кстати, ИМХО подобный подход, подобные проблемы и подобные результаты преследуют американскую боевую технику на суше, моле и в воздухе уже лет 15-20.