Цитата: tataryn от 08.04.2012 01:15:49
Вот кто-кто хитрожоп безумно нереально, так это бриты. Все чужими руками да стравлей, и нас то с турками, то с французами, то с немцами.сшибали. Вот у кого политике учиться надо. И как по мне, так не американцам, а саксам за многовековые войны, огромные жертвы и унижения ввалить бы не мешало по самые помидоры.....а если в крайняк бросаться, то устроить на Британских островах лунногрунтовый радиационный заповедник >:( Вместе с березовскими, литвиненками и прочими свиньями
Пересекались просто редко. А там где пересекались, выводы сделали и они. Англичанам побеждать русских удавалось при двух обязательных условиях - при техническом превосходстве и преимуществе в снабжении. Да ещё в составе коалиции, поскольку по полной программе наземную войну против континентального противника морская держава не вынесет. И то победы давались тяжело - как при Севастополе, Инкермане , Бомарзунде и Альме. Там же где необходимых условий не было - там англичане понесли поражения - в Петропаловске, Балаклаве и Соловках. Отнюдь не демонстрируя подвиги в Кронштадте, Свеаборге и Карсе. В Гражданскую войну англичан вообще на Каспии конфуз вышел. Красные напали на англичан в Персии и угнали 23 парахода.
18 мая в 7.15 флотилия была уже в 60 кабельтовых от Энзели. Береговые батареи англичан молчали. Здесь корабли разделились. Четыре эсминца – «Карл Либкнехт», «Деятельный», «Расторопный» и «Дельный» – повернули на запад для обстрела района Копурчаль, чтобы отвлечь внимание противника от места высадки десанта. Крейсер «Роза Люксембург» в охранении сторожевого катера «Дерзкий» направился к югу для обстрела района Казьяна. Транспорты в сопровождении отряда артиллерийской поддержки (крейсер «Австралия», канонерские лодки «Карс» и «Ардаган», тральщик «Володарский») направились к населенному пункту Кивру для высадки десанта.
В 7.19 эсминцы открыли артиллерийский огонь по району Копурчаль. В 7.25 крейсер «Роза Люксембург» начал артобстрел Казьяна, где находился штаб английских войск. Вскоре после начала артобстрела по радио был направлен ультиматум командующему английскими войсками о сдаче порта Энзели со всеми находящимися там русскими кораблями и имуществом.
Около 8 часов крейсер «Австралия» и канонерки начали артподготовку высадки десанта вблизи Кивру, в 12 км к востоку от Энзели.
Любопытно, что один из первых 130-мм снарядов крейсера «Роза Люксембург» взорвался в помещении британского штаба. Английские офицеры выпрыгивали из окон буквально в нижнем белье.
«Просвещенные мореплаватели» просто-напросто проспали советскую флотилию. Время в Волжско-Каспийской флотилии и у англичан различалось на 2 часа, и первые выстрелы «Карла Либкнехта» для красных прозвучали в 7.19 утра, а для англичан в 5.19 (по второму поясному времени).
При высадке у красных возникли серьезные проблемы. Пароход «Володарский», приткнувшись раза два носом к берегу для разведки глубин, отошел к ближайшему транспорту. После сигнала подошедшего «Карла Либкнехта», приняв на борт около двух взводов, тральщик начал высаживать бойцов первого броска прямо в воду, на глубинах в половину человеческого роста, стреляя при этом через их головы из своей носовой 75-мм пушки по ближайшим британским пулеметам.
В это время транспорты «Березань», «Колесников» и «Паризиен», став на якоря, спустили все свои шлюпки, которые, будучи набиты десантниками до предела, двинулись на веслах к пляжу. Никакого порядка при этом не было. Над всем царил единый, общий порыв – возможно скорее добраться до берега и сцепиться с англичанами раньше других.
Суматоха и беспорядок увеличились, когда первые шлюпки, с ходу врезавшиеся в берег, были залиты набегавшей с кормы прибойной волной. Для наблюдавших картину высадки с транспортов «накат» казался совершенно безобидным, каким и был на самом деле, но для тех, кто имел только волжский опыт и не умел проходить прибой, отдавая с кормы стоп-анкер, это волна явилась причиной «криминала». Прибой развернул опустевшие шлюпки лагом, затопил часть из них, перевернул и после нескольких ударов о грунт оставил лежать в песке с расшитыми днищами и уже совершенно непригодными к употреблению.
В итоге большая часть шлюпок и катеров была брошена у берега. Темп высадки резко замедлился. Однако из-за паники у англичан, это не имело серьезных последствий.
Лейтенант А.Ваксмут, находившийся на одном из белогвардейских крейсеров в Энзели, позже вспоминал: «В одно прекрасное утро мы проснулись от орудийных выстрелов и падения снарядов среди порта и среди наших кораблей. Взобравшись на мачты, мы увидели в море массу кораблей, стрелявших по Энзели. В английском штабе – полная растерянность, ни одна из батарей красным не отвечала. Оказывается, от этих батарей англичане бежали чуть не в одном белье. Через некоторое время мы увидели, как лейтенант Крислей сел на один из наших быстроходных катеров, поднял белый флаг и вышел в море к красным. Мы поняли, что англичане плохая защита, и решили действовать сами, то есть нам надо было уходить. Чем дальше мы уйдем, тем в большей будем безопасности».
Торпедный катер Крислея первым заметил штурман Арвид Буш и с трудом удержал комендоров эсминца «Деятельный» от открытия огня. Надо ли говорить, что у англичан не положено было по штату иметь белый флаг. Что же они использовали в качестве него – до сих пор не ясно. Очевидцы кардинально расходятся во мнениях. Командир канонерки «Ленин» К.И.Самойлов утверждал, что катер парламентера имел впереди вместо флага прикрепленный белый китель. Б.П.Гаврилов, бывший главарт и один из флагманов флотилии в своих воспоминаниях пишет: «Из гавани выскочил быстроходный катер с громадным белым флагом размером с простыню». В.А.Снежинский в 1950-х годах утверждал, что «на носовом флагштоке катера развевались дамские панталоны».
Так или иначе, но Джон Крислей явился на переговоры, и на несколько часов было заключено перемирие.
Персидский губернатор Энзели на грязном буксирчике подошел к эсминцу «Карл Либкнехт» и поднялся на его борт. От имени персидского правительства он приветствовал Красный флот. На улицах Энзели постепенно стали появляться красные флаги.
В результате занятия Энзели были захвачены большие трофеи: крейсера «Президент Крюгер», «Америка», «Европа», «Африка», «Дмитрий Донской», «Азия», «Слава», «Милютин», «Опыт» и «Меркурий», плавбаза торпедных катеров «Орленок», авиатранспорт «Волга» с четырьмя гидросамолетами, четыре английских торпедных катера, десять транспортов, свыше 50 орудий, 20 тысяч снарядов, свыше 20 радиостанций, 160 тысяч пудов хлопка, 25 тысяч пудов рельсов, до 8 тысяч пудов меди и другое имущество.
Захваченные в Энзели суда постепенно стали переводить в Баку. Из сводки штаба Волжско-Каспийской флотилии от 23 мая 1920 года: «Прибыл в Баку из захваченных в Энзели транспортов противника «Талмуд» с 60000 пудов керосина; отправлены из Энзели в Баку (из захваченных) транспорты: «Ага Мелик» с 15.000 пудов ваты, «Волга» с двумя гидропланами на борту и «Армения» с 21000 пудов хлопка».
Весьма любопытна реакция советского правительства на взятие Энзели. 23 мая 1920 года газета «Правда» писала: «Каспийское море – советское море». И в тот же день Наркомат иностранных дел отправил в Тегеран ноту, где утверждалось, что Энзелийская операция была предпринята по инициативе военного командования «без распоряжения» центральной власти и что «о совершившихся в Энзели фактах Российское советское правительство было поставлено в известность лишь после того, как означенная операция была доведена до конца».
Захват Энзели вызвал большой шум в британской прессе. Так, 27 мая 1920 года газета «Таймс» сообщала: «Страна открыта большевизму, весь английский престиж теперь поставлен на карту, захват персидского порта Энзели является громадной угрозой, которая может заронить искру в легко воспламеняющийся материал, рассеянный по всему Среднему Востоку».
Однако британское правительство не рискнуло вступить в вооруженный конфликт с Советской Россией. http://clubs.ya.ru/s…em_no=9073 Будущий английский адмирал, обеспечивающий северные конвои во Вторую Мировую войну тогда в плен попал.
Справедливо будет заметить, что реакция полуразложенных революцией красных моряков на внезапную атаку неизвестными доселе торпедными катерами в Кронштадте, побыстрее была. Командира группы английских торпедных катеров Нэпира ( внучка адмирала, облажавшегося на Балтике в Крымскую войну) всё-же выловили из воды.
Хотя апофеоз Балаклава, конечно. Когда элитную английскую бригаду относительно бесконтактно и технологично растреляли так, как сами англичане расстреливали в колониях туземцев.