Цитата: Adamantit от 21.04.2012 23:24:10
http://www.dw.de/dw/…ts-325-xml
http://www.dw.de/dw/…35,00.html
Достаточно?
Нет, Adamantit, не катит.
Вопрос о "Болонке" детально обсуждался на ветках об образовании, но в конце я и о нем скажу.
У меня тут есть свой
личный опыт работы со студентами, итальянский начиная с 1990 (дипломник и далее полтора аспиранта. Кто пол-аспиранта, кандидатскую писал по работам со своим формальным профессором из Пердуджи, но имя сделал и профессором стал по нашим совместным работам. А дипломник, затем аспирант по переписке, давно зав.лаб итальянского метрологического института. И еще один итальянский постдок тоже на наших работах, но уже совместных по Германии, дорос до професора в Брешии), плюс французский с 1992 (дипломник и поласпиранта --- преимущественно по переписке, но все публикации только со мной, даже когда уже постдочил в Швеции) и гораздо продолжительнее немецкий. В Германии формальным научным руководителем студента и на дипломе, и в аспирантуре, может быть только университетский профессор, чье имя и значится на титульном листе, я же хоть бываю только в ядерном НИИ, но в качестве консультанта и меня указывают. Из полдюжины, кого тянул, трое в профессорах (один из них поляк, правда, a второй итальянец), 4-й вот-вот им станет. Немку-профессоршу подсунули мне, когда к концу второго года аспирантуры осознали, что билась она над тухлой темой. Через 15 месяцев она имела 6 публикаций и постдоком ее взяли в Массачузетский технологический, и уже лет 5 как она профессор в Ohio State Univ.
Это все проверяемо, и несколько знающих меня модераторов могут такое сделать, просто пройдя по списку моих публикаций.
И могу сравнить немецких студентов-физиков (за инженеров не скажу ничего) с привычными физтехами. У немца к диплому курсов сдано меньше и образован он хуже физтеха. Но получив тему, он начинает работать как Папа Карло, за первые полгода подтянувшись в формализме до нужного уровня, и за последние полгода решая уже свою задачу. И ровно так же в аспирантуре: как танк, с 8 утра до 8 вечера не отрывая зад со стула, работоспособность, старательность и систематичность работы с литературой потрясающие. Получается довольно узкий специалист, иногда слишком узкий, но специалист. На меня неизменно производят впечатление немецкие дипломы и диссертации: полдиплома и треть диссертации введение в тему, и зачастую это просто блестящие учебные пособия. В наших русских диссерах и дипломах это совершенно не принято...
И еще одно: в немецких гимназиях есть уроки чего-то вроде риторики. Так или иначе, но на трибуну немцы выходят с отлично продуманными докладами. Советский и русский докладчик на такое не тянет... мы начинаем давить публикy деталями вычислений, которые все одно понять быстро невозможно.
Теперь о "Болонке" и академических свободах. Ах, эти свободы! Ах, эти долги по курсовым за прошлый год...
Все, что сделала "Болонка" в Германии, подтянула академическую дисциплину в немецких университетах до привычной нам советской. Не более и не менее. Стало невозможным на одном курсе лениво учиться три года подряд. Максимум что ты можешь позволить себе это еще один лишний академический год. Вместо полутора лет на диплом стало один год --- а дипломнику платят полноценные полставки. Что же, экономика стала экономной. Стало невозможным быть в аспирантуре вольные пять и более лет. Будь добр уложитсья в три. Аспиранту платят чистыми полноценные полторы тыщи евреев. Гады немцы, и тут не хотят стипендиальные деньги разбазаривать! В-общем, закрутили гайки до советских.
Собственно "Болонка" в Германии не нравится никому. Идиотский бакалавриат в явном конфликте с отлично работавшими немецкими техникумами. Знакомые немецкие профессора плюются, но продолжают жрать этот небритый кактус --- политкорректность плюс исполнение законов. Дураками не только русская земля полнится, эти Фурсенко растут как поганки, куда не плюнь.