Цитата: mse от 23.04.2012 11:38:17
А чем расход регулировать? Я, по своей наивности, предполагал, что ТНА тупо выдаёт нужное соотношение, а там, е**сь оно лошадью...
Там все значительно сложнее, есть такое понятие "номинальные условия работы", т.е. ЖРД рассчитывается на некоторые "номинальные условия". Например, при давлении на входе в насосы 2 кг для горючего и 4 кг для окислителя, при температуре горючего 10 Цельсиев и температуре окислителя минус 181 Цельсиев, соотношение КРТ будет 2,5 и давление в КС - 160 атмосфер. Но конкретный экземпляр ЖРД неизбежно будет отличаться от "условно номинального" гидравлическими характеристиками магистралей и внешними условиями. Поэтому важнейший параметр ЖРД - это ошибка настройки. Мы совершенно точно не получим на пуске ровно -181 по окислителю, значит мы должны создать такой агрегат который при заданном разбросе внешних условия (например, -181 плюс (минус) пять градусов) должен обеспечить с некоторой заданной погрешностью искомые 2,5 по К
m и 160 давления в КС. Эта погрешность задается в ТЗ. Но задается как
приведенная к номинальным условиям ошибка. Например, для 14Д23 приведенная ошибка настройки по давлению в КС составляет 2,5%. Что это означает? Вот мы провели пуск и получили давление в КС 156 при давлении на входах 1,7 (горючее) и 4,3 (окислитель). А температура 12 и 184 Цельсиев соответственно. Вопрос, наш движок соответствует заданным требованиям? Для того, что бы ответить на этот вопрос параметры полученные при ОИ пересчитываются на номинальные. Есть специальные эмпирические формулы, по которым нужные параметры пересчитываются как если бы температура на входе окислителя была -181, а не -184. Если мы получаем, при пересчете, давление в КС 160 с погрешностью не более 2,5% - движок нормальный, если больше или меньше - матчасть на помойку.
P.S. Это очень тонкий момент, УИ тоже рассчитывается как приведенный. И если мы получаем удельную выше верхнего предела (а так бывает) самое время бить тревогу. Нет, конечно можно предположить, что мы создали жуть какой эффективный движок, но скорее всего мы или недостоверно измеряем параметры, или неправильно приводим. Поэтому когда при ОИ ЖРД получается УИ выше заданного создается аварийная комиссия, которая разбирается почему так получилось.
P.P.S. Все выше написанное справедливо для всех ЖРД, но для "высотных" ЖРД в большей степени.
P.P.P.S А как регулируются режимы работы ЖРД различных схем, с Вашего позволения, завтра. Я только сегодня из Самары приехал.