Цитата: Owl_S от 23.04.2012 10:32:43
Вот и давайте обсуждать как при социализме СССР 2.0 основные недостатки СССР 1.0 будут ликвидированы, и все мои посты про его недостатки прошу рассматривать именно в таком контексте.
…
Важно подчеркнуть, что из пункта 1 реально проистекала деградация партийной элиты, что в конце концов привело её, как писали во времена Сталина, к обуржуазиванию.
Вот на примере этих, главных на мой взгляд недостатков хотелось бы развернуть дискуссию о том как их можно решить в рамках Нового социализма...
Вы немножко телегу впереди лошади поставили. Номенклатура и создалась как усеченный суррогатный аналог буржуазии. Это была вынужденная мера.
Тут для объяснения придётся пуститься в рассуждение о классах.
По Марксу класс характеризуется в частности и тем, что имеет своего антагониста. Но при этом он не может существовать без этого антагониста. Вот смотрим феодальную эпоху. Тут классы антагонисты феодалы – крестьяне. Феодал не может обойтись без крестьян и земли, они его источник дохода. Но верно и обратное, крестьянин не может обойтись без феодала. Крестьянин много и напряжённо трудится. Как следствие почти всё его время занято деятельностью. И в случае если война во время пахоты или сбора урожая, он не может бросить свою деятельность. Он не может уделять время боевым напряжённым тренировкам. Раз так, он становится под удар любой организованной банды. Поэтому и появляется феодал, изначально из тех же самых банд. И берётся крышевать крестьянина. Грабёж упорядочивается, становится предсказуемым, тем самым перестаёт быть грабежом в прямом смысле слова. Устанавливается в некотором роде общественный договор. Крестьяне делятся ресурсами, феодалы предоставляют защиту.
Далее приходит капиталистическая эпоха. Крестьяне и феодалы не исчезают начисто. Они просто сходят с фокуса общественно-экономических отношений и занимают свои ниши. Крестьянство сокращается в численности, вооружается аграрной культурой, техникой и т.д.. В богатых странах оно датируемо. Феодалы превращаются профессиональной армией, офицерством и так далее, тоже занимают свою нишу.
В фокус помещается новая антагонистическая пара: капиталисты – пролетариат. Капиталисты не могут без пролетариата. Он им нужен, так как предоставляет абстрактный труд. Этот труд легко отчуждаем в пользу капиталиста. Но и пролетариат не может обойтись без капиталистов, им нужен тот, кто упорядочивает абстрактный труд, кто владеет капиталом в виде машин и станков. Тогда пролетариат может придти и обменять абстрактный труд на деньги.
Вот и в СССР, с развитием промышленной культуры пришлось ввести вместо запрещенной буржуазии такой суррогат, как номенклатура, наёмный менеджмент. По своим свойствам номенклатура весьма походила на тех ранних буржуа, с их аскетичностью, и была вполне эффективна. И она вполне мирилась даже с такой умеренностью почти всю эпоху СССР. Что же заставило её обрушить СССР?
Дело в том, что с 80-х годах СССР вплотную приблизился к постиндустриальному барьеру. Впрочем, не только СССР, но и развитые буржуазные страны. А в постиндустриальную эпоху на сцену выходит новый класс, который не является в полной мере классом, так как не имеет своего антагониста. Этот класс конгнитариат, пролетариат умственного труда.
Постиндустриальную эпоху массовая промышленность не исчезает, а приобретает подлинный блеск и размах. Но из него уходят пролетарии. Не совсем конечно. Просто автоматизация выдавливает их с позиций. Труд пролетария становится всё более абстрактным и уменьшается. Чисто как пример, расскажу, как это выглядит у нас на УМПО. Цех 24, по производству роторов компрессора. И громадная площадь заставлена токарными станками. Но если раньше возле каждого станка стоял токарь высшего разряда, умеющий читать чертёж, делать сложные измерения, разбирающийся, в допусках, припусках и так далее, то теперь стоит оператор ЧПУ, и не на одном станке, а на нескольких. Его функция, установил болванку, нажал на кнопку. Для этого не нужно учиться в техникуме или в ПТУ. А для хороших токарей осталась ниша на участке изготовления оснастки, ну и ещё где-то в нишевых операциях. Народу нужно уже меньше. Конечно добавляются наладчики станков ЧПУ, электронщики, оператор КОТО, который перегоняет чертежи технологов в программы станков. Но тенденция ясна.
Тут многие возьмутся спорить по поводу того, являются ли условно умственные операции таковыми. Принято считать, что раз сидишь за столом или компьютером, так уже и умственно. Конечно же, это не так. Того же оператора КОТО я бы не отнёс к конгнитарию. И в функциях инженера-технолога не так много места полёту мысли и фантазии. Или возьмём тех же программистов. Есть программисты пролетарии, которые тупо забивают кусок программного текста по заданию, и даже не понимают, что будет в финале. А есть программисты конгнитарии, которые создают оригинальные программы по свое задумке.
И точно так же можно говорить о мебельщике, делающем табуретку. Есть пролетарий, выполняющий готовый чертёж, тупо и однообразно. Он вносит в работу именно физическую силу. А есть конгнитарий, который изготавливает стул, произведение искусства по своей фантазии и вкусу. Понятно, что такой оригинальный стул, имеющий отпечаток личности создателя, существенно ценнее типового стандартного стула.
Ну так вот, конгнитарий, в отличие от пролетария уже не нуждается в управленце. Он вполне самоорганизуем. А если так, то буржуазии и номенклатуре места становится всё меньше. Это и сподвигло буржуазию и номенклатуру произвести контр-прогрессивные действия. Они увидели врага, своего могильщика и начали против него войну. А конгнитариат, к сожалению, не успел себя отрефлексировать. По факту то рефлесировал остальные классы именно он. Он давал им имя, идеологи, язык. Но вот самого себя не заметил. И теперь ему нужно это сделать, пока не поздно.
Постиндустриальные государства на западе, как они себя называют, таковыми не являются. Вместо экономики знаний там превалирует экономика услуг. Таковая может существовать, пока сохраняется возможность паразитировать на ограблении периферии капитализма. И это не новое явление. Во времена Маркса в Англии слуги были второй по численности профессии после крестьян.
Современная буржуазия же ведёт абсурдную и убийственную не только для других, но и для себя игру. Она не может заморозить индустриальную эпоху. Станки с ЧПУ не отменишь указом. Она не может переместиться в неофеодальную эпоху. В неофеодализме придётся устраивать неористалища. Буржуа к этому не готовы, есть более приспособленные кандидаты. Они просто творят безумие. Потому Авантюрист и назвал это глобальной авантюрой, обреченной на провал. Но провал то ладно, а сколько они бед при этом натворят.
В России никакой капитализм не возможен, и Кургинян сказал почему. Нам просто негде найти даже пятьсот человек вдохновлённых капиталистическими идеями, способными к аскетизму, накопительству, напряжённому труду. Нужны протестанты, мормоны какие-нибудь. Где их взять? Нигде.
А вот под красную идею «отмороженных чудаков» найти ещё пока можно. Хоть несколько тысяч по России думаю возможно наскрести. Нужна именно «отмороженность» так скажем. Фанатизм, без него дело не пойдёт. И понятно, что всем остальным не отмороженным, такие «отморозки» ужасно не нравятся. От таких невесть чего можно ждать. Ну дык я и не спорю. Уюта не будет. Но мы просто подождём и посмотрим, до чего докатится современная Россия. Там глядишь, через пару тройку, пяток лет, зелёные пахнущие электрички будут даже очень желанными, лишь бы убежать от наползающего ада. Жизнь покажет, жизнь научит.