Современные российские ВС
38,254,086 99,013
 

  практик ( Слушатель )
26 апр 2012 19:35:43

Тред №414649

новая дискуссия Дискуссия  91

Цитата: НАлЕ от 26.04.2012 11:53:45
Насчет СУ ракеты МХ я бы не был столь категоричен. Основная фишка  там - это инерциальный блок AIRS. Советский аналог разрабатывался в 80-х годах в НПО "Ротор", планировались даже  летные испытания со специальной экспериментальной ГЧ. Дальнейшая судьба этой разработки мне не известна, но говорить, что  такая СУ " ... отечественному производителю в принципе не достижима", это несколько опрометчиво.



про американский АИРС:
"...Комплекс командных приборов системы управления ракеты «МХ» представляет собой инерциальный измерительный блок на базе бескарданной гиростабилизированной платформы. Он выполнен в виде сферы с поплавковым подвесом, что обеспечивает почти изотермические условия. Измерительный блок рассчитан на работу при любой ориентации ракеты, поскольку в нем нет ограничений на углы прокачки. Жидкость, в которой плавает стабилизированная платформа, эффективно предохраняет ее от высокочастотных ударов и вибрационных нагрузок. Взвешенная сфера, с размещенными в ней инерциальными приборами и внутренней гидравлической системой, изготавливается из бериллиевой заготовки. Для этих целей выполняется более 400 технологических операций. Конструкция обладает высокой прочностью и малым весом. Плавающая сфера находится внутри сферы из нержавеющей стали, служащей ей внешней оболочкой. Около центра внутренней сферы расположен турбонасос, непрерывно подающий жидкость, 19 литров в минуту, к восьми штуцерам. Часть жидкости проходит через них и, ударяя во внешнюю оболочку, удерживает платформу во взвешенном состоянии. Остальная жидкость отводится к шестиструнным клапанам, предназначенным для ориентации платформы. Внутреннюю сферу опоясывают три ленты, выполняющие роль статора датчика положения. Одна из них лежит на экваторе, две другие ортогональны ей, со сдвигом друг относительно друга на 90 градусов. Сигналы, вырабатываемые статорными лентами, снимаются с роторного элемента датчика, выполненного в виде полоски, расположенной на экваторе корпуса с внутренней стороны. В полете ориентация силового корпуса соответствует фактическому пространственному положению. На платформе установлено три поплавковых гироскопа, обеспечивающих ее стабилизацию, и три интегрирующих акселерометра, измеряющих приращение кажущейся скорости. Электрическая связь между внутренней и внешней сферами осуществляется с помощью специальных щеток.."



А вот что писал в своей книге А.А. Ряжских про наш "АИРС" :
"...«Аирс» — высокоточная система. Когда мы ознакомились с ее конструкцией, то, конечно, она нас заинтересовала. По этому вопросу у нас состоялась встреча с академиком Виктором Ивановичем Кузнецовым и его помощниками с целью определить наши возможности изготовления такого комплекса командных приборов. Мы спланировали опытно-конструкторскую работу и начали ее исполнение. Работа двигалась тяжело. В технологическом плане сложность этого прибора, как, впрочем, и стоимость, была очень высокой. Мы уже близко были к получению практических результатов в его изготовлении, но началась перестройка — финансирование НИР и ОКР резко сократилось. С образцом, который мы
изготовили, работы были прекращены из-за того, что мы не могли обеспечить финансирование. Деньги по тем временам были значительные, около 300 млн. рублей, а мы (в частности ГУРВО) могли дать где-то 25-30 млн. в год. И я так понимаю, что эта работа зачахла; а очень жаль.
Кстати, меня всегда интересовал вопрос: а почему американцы пошли на снятие этой ракеты «МХ», подведя ее под мораторий? Ведь ракета, по нашему мнению, имела очень хорошие показатели (правда, она была в наземной группировке). До нас доходила информация о проблемах у них с электрорадиоэлементами, их ненадежностью, а также сведения, что и «Аирс» (этот высокоточный комплекс командных приборов) оказался, по-моему, не очень надежным: у них проводились большие доработки системы управления. И я так понял — одно дело изготовить экспериментальный образец такой сложнейшей аппаратуры, а другое — запустить ее в серию. То есть высочайший уровень американских конструкторов (который, конечно, вызывает чувство уважения) и возможность восприятия их разработок заводами-изготовителями тоже имеют свои пределы. Мне кажется (высказываю свое личное мнение), что это явилось причиной (или одной из причин) того, что эта машина попала под мораторий. Если у американцев заводы-изготовители принимали к реализации все, что давали конструкторы, то в наших условиях это было, конечно, значительно сложнее. Технические возможности воспроизводить то, что дают конструкторы, у нас были значительно ниже, чем у американцев. Но нам было не привыкать преодолевать такие трудности. Мы сумели бы найти пути и сделали бы этот (скажем так) русский «Аирс» — просто у нас не было денег на продолжение этой ОКРовской работы. Думаю, такой прибор (система) мог бы иметь применение не только в ракетостроении, но и в других отраслях промышленности. К сожалению, не получилось у нас, хотя, честно говорю, мы старались. Встреч у нас было много, я приезжал в КБ, ходил в цех, видел, как потихоньку оживает этот комплекс в русском исполнении, но (увы и ах!) в мое время не довели мы это дело до конца..."
Отредактировано: практик - 26 апр 2012 20:05:29
  • +2.90 / 24
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!