Обсуждение космических программ
9,140,448 41,202
 

  quququ ( Слушатель )
28 апр 2012 10:24:30

Тред №415066

новая дискуссия Дискуссия  142

28.04.2012 / 09:15   Радиозатмение "Марс-Экспресса" позволит уточнить орбиту Фобоса

     Европейский зонд "Марс-Экспресс" в понедельник окажется на несколько секунд закрыт от Земли Фобосом - это необычное "затмение" позволит в два раза точнее измерить параметры орбиты спутника Марса, сообщает Европейское космическое агентство.
     В понедельник, 30 апреля, "Марс-Экпресс" пройдет в 10 тысячах километров от Фобоса, но при этом так, что Фобос окажется точно на линии, соединяющей аппарат и Землю. В результате радиосвязь прервется, как ожидается, на 12 секунд.
     Специалисты на станции дальней космической связи в Себреросе (Испания) с высокой точностью отметят начало и конец периода, когда Земли перестанет достигать непрерывный сигнал, который в этот момент будет передавать зонд. Как ожидается, радиозатмение начнется в 21.21 понедельника по Гринвичу с точки зрения "Марс-Экспресса". Из-за конечной скорости света, на Земле оно будет замечено через 7 минут 50 секунд.
     Поскольку орбита "Марс-Экспресса" известна с высокой точностью, измерение длительности затмения позволит примерно в два раза уточнить параметры орбиты Фобоса, передает РИА Новости.


28.04.2012 / 00:05   Испытания двигателя для орбитального самолета начались в Британии

     Британские инженеры начали контрольные испытания новой технологии двигателя, предназначенного для вывода на орбиту космического самолета Skylon.
     Предполагается, что этот космолет будет использовать взлетно-посадочную полосу обычного самолета, передает Би-Би-Си.
     Главной инновацией Skylon является двигатель Sabre, который позволит аппарату подниматься в воздух как обычному самолету и, достигнув нужной скорости и высоты, переходить на питание кислородом из собственных баков, чтобы переключиться в ракетный режим и выйти на орбиту.
     Это должно позволить Skylon выходить на орбиту без сбросов нескольких ступеней, в отличие от современных ракет.
     Однако достичь этого непросто, признают разработчики. На высоких скоростях воздухозаборники Sabre должны справиться с газами, нагревающимися до 1 тыс. градусов Цельсия. Эти газы должны быть предварительно охлаждены для сжатия и сожжения вместе с водородом.
     Прорывная технология компании-производителя двигателя Reaction Engines Limited (REL) заключается в модуле, содержащем массивы тончайших трубок, которые могут извлекать тепло и охлаждать впускаемый газ до минус 140 градусов Цельсия всего за 1/100 секунды.
     Разработчики верят, что Skylon позволит сделать полеты в космос недорогими и надежными. Как считают специалисты, Skylon снизит стоимость выведения грузов в несколько десятков раз и будет способен доставлять в космос до 12 тонн груза.
     REL считает, что проверка покажет готовность ключевых элементов Sabre.
     Если это случится, фирма намерена запросить у инвесторов 250 млн фунтов стерлингов, необходимых для проведения заключительной стадии разработки, пишет "Взгляд".


28.04.2012 / 00:05   В Британии построят солнечный орбитальный спутник

     Великобритания возглавит работы по созданию солнечного орбитального аппарата SolO (Solar Orbiter), который подойдет к Солнцу ближе всех остальных космических аппаратов в рамках программы солнечных исследований.
     Работа SolO, который будет делать снимки и производить различные измерения, поможет лучше понять природу динамического поведения этого небесного светила.
     Европейское космическое агентство (ЕКА) подписало контракт с британской компанией Astrium UK на создание спутника, запуск которого планируется на 2017 год.
     Стоимость этого самого крупного контракта за время существования британской космической отрасли оценивается в 300 млн евро.
     Заключение контракта было приурочено к 50-летию запуска в космос первого британского спутника Ariel-1. Это произошло 26 апреля 1962 года.
     Директор ЕКА по научным исследованиям Альваро Гименез и руководитель компании Astrium Миранда Миллз подписали контракт в лондонском музее науки, где представлена модель первого спутника, сообщает Би-Би-Си.

  • +0.54 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  osankin ( Слушатель )
30 апр 2012 04:10:41


Это давняя история...  Мы этот аппарат ещё в 2007-м на Протве обсуждали.Подмигивающий
В 2009-м его обсуждали и здесь http://forums.airbas….3742.html

http://www.membrana.ru/particle/3223  Двигатель Бонда переведёт лайнеры на гиперзвуковые скорости   Леонид Попов, 30 августа 2007

Как-то в 1950-1960-х годах американские инженеры подумали, что трудности создания гиперзвукового аэрокосмического самолёта (или челнока, способного самостоятельно выходить на орбиту) во многом обусловлены огромным весом окислителя, который он вынужден таскать на борту (предполагалась пара жидкий кислород и жидкий водород, из которых кислород намного тяжелее).
Было очень заманчиво использовать (при полёте в атмосфере) атмосферный же воздух, но тогда выходило, что нужно было иметь два, а то и три разных типа двигателя на машине – турбореактивный для начала полёта, реактивный прямоточный для разгона и ракетный для космоса. Это и сложно, и ненадёжно, и масса машины получается слишком велика.
Тут и придумали: надо оставить только один ракетный движок, но его кислородный бак пополнять из атмосферы, захватывая и сжижая воздух на ходу за счёт холода, запасённого в жидком водороде (топливе). Вернее – сжиженный воздух надо было тут же разделять на компоненты и кислород направлять прямо в двигатель.
В космосе движок питался бы от небольшого кислородного бака, весящего в разы меньше традиционного. Так возникла концепция LACE (liquid air cycle engine – двигатель с циклом на жидком воздухе).
Столь непростую систему реализовать было крайне сложно. Но здравое зерно, заложенное в ней, многим не давало покоя. И вот в 1982 году британский инженер Алан Бонд придумал вариацию системы LACE под названием SATAN.
Никакого сжижения не нужно, но входящий в гиперзвуковой воздухозаборник и сильно нагревающийся воздух надо действительно пропускать через теплообменник, в котором курсирует жидкий водород из топливного бака, а уже потом этот холодный воздух можно сжимать в компрессоре турбореактивного движка, на что уйдёт куда меньше энергии, чем в традиционном моторе.
По такому принципу можно было делать и ракеты, и суборбитальные машины, и всяческие гиперзвуковые летающие штуковины.
Примерно в это же время компания British Aerospace, ныне вошедшая в BAE Systems, и Rolls-Royce объединили свои усилия в проекте гиперзвукового аэрокосмического самолёта HOTOL. В качестве двигателей для него Rolls-Royce предложила создать вариацию двигателя Бонда под наименованием RB545. Алан тут же подключился к этому проекту и, собственно, сыграл в нём ведущую роль, запатентовав этот самый RB545.
Проект развивался очень бурно (была проработана конструкция двигателя, даже создавались рабочие прототипы самолётов). Будучи финансируемым правительством, он просуществовал несколько лет. Но интерес правительства и, соответственно, деньги кончились неожиданно. HOTOL так и не был доведён до конца.
Бонд решил, что надо создавать аэрокосмический самолёт своими силами, но патент на двигатель имени себя к тому времени он использовать не мог: его выкупила у Алана компания Rolls-Royce. Инженер, однако, не сдался, и придумал дальнейшее развитие этой технологии в таком виде, что он мог обойти ограничения патента.
С тем Бонд и создал свою фирму Reaction Engines (в 1989 году), сманив в неё из Rolls-Royce инженеров Джона Скотта-Скотта (John Scott-Scott) и Ричарда Вэрвилла (Richard Varvill), которые ранее вместе с ним работали над RB545, будучи одними из ключевых фигур этого проекта.
В результате к настоящему времени друзья завершили предварительную фазу проектирования уникального двухрежимного двигателя Sabre (Synergic Air BReathing Engine – синергический воздушно-реактивный) и орбитального космоплана Skylon.
Cейчас компания занята уточнением различных технических, производственных и экономических деталей данной разработки. Более того – она построила стенды, где уже испытывает некоторые компоненты своего чудо-мотора, в частности, теплообменник – охладитель воздуха.
Skylon – это многоразовый беспилотный аппарат с двумя двигателями Sabre на концах крыльев, способный самостоятельно выходить на околоземную орбиту (без ракеты-носителя и твердотопливных ускорителей). Взлетая по самолётному, Skylon начинает разгон в атмосфере, питаясь жидким водородом и сильно охлаждённым воздухом из атмосферы.
Ключевая особенность двигателя Sabre – охлаждение поступающего забортного воздуха до температуры немногим выше точки кипения. При этом он всё же остаётся газом и далее сильно сжимается в турбокомпрессоре. Интересно, что охлаждается воздух гелием, который предварительно охлаждается жидким водородом.
После возвращения в атмосферу и прохождения самой горячей фазы спуска космоплан открывает воздухозаборники и вновь переходит на «воздушное дыхание», приземляясь на обычной полосе аэродрома.
Любопытен фюзеляж Skylon. Его Алан намерен выполнить из углепластика, поверх которого будет закреплена тонкая (всего 0,5 миллиметра) оболочка из керамики, усиленной, опять же, углеволокном. Эта оболочка будет воспринимать аэродинамические и тепловые нагрузки, причём её будет отделять от углепластикового фюзеляжа некий зазор, а крепиться керамика будет на упругих связях, позволяющих ей «дышать» (расширяться) во время нагрева при вхождении машины в атмосферу после космического рейса.
Алюминиевые баки будут также подвешены внутри фюзеляжа на упругих связях.
Создание Skylon потребует ещё 10 лет и кучи денег, считают британские инженеры, а потому Алан и его команда решили распространить данную технологию и на другие аппараты.



http://www.membrana.ru/particle/13539  Европейское космическое агентство поддержало проект уникального космолёта 20 февраля 2009

ESA выделило 1 миллион евро британской компании Reaction Engines для продолжения её работы по созданию аппарата, подобного которому ещё не было в истории техники. Если всё пойдёт по плану, через 10 лет мир космических перевозок радикально изменится.
Reaction Engines уже несколько лет работает над проектом автоматического многоразового космического самолёта Skylon. Он должен доставлять на околоземную орбиту 12 тонн груза.
Самое же удивительное — эта машина, по идее, сможет взлетать как самолёт с обычного аэродрома, самостоятельно набирать высоту и скорость, достигать «первой космической», а после выполнения задания — приземляться на том же аэродроме.
При этом Skylon не будет использовать ни внешние баки и ускорители (как это делает шаттл), ни первые/вторые ракетные ступени, ни какие-либо самолёты-разгонщики (как это было предусмотрено в проектах, не раз появлявшихся в разных странах за последние лет эдак сорок). Skylon от начала и до конца полёта будет полностью самостоятелен и самодостаточен.
Более того, как при разбеге по взлётной полосе, так и при наборе высоты, как при дальнейшем разгоне до орбитальной скорости, так и при маневрирующем полёте в атмосфере по возвращении на Землю – британский суперчелнок будет использовать одни и те же двигатели.
Ничего подобного до сих пор не было даже в проектах. Однако план британской компании реален, хотя и сложен. В этом уверены многие: помимо ESA компания Reaction Engines получила поддержку из ряда других источников на общую сумму в $8,6 миллиона, а в оценке различных аспектов проекта принимают участие специалисты из знаменитой EADS Astrium, Германского национального аэрокосмического центра (DLR) и университета Бристоля (Bristol University).
Алан Бонд (Alan Bond), глава Reaction Engines и одна из ключевых фигур в разработке Skylon, назвал эту технологию «Святым Граалем», необходимым для преобразования экономики доступа в космос, пояснив, что традиционные ракеты-носители, в силу дороговизны, являются тормозом данного рынка.
Но каким образом Skylon сможет летать, словно космолёты из фантастических фильмов?
Об этой машине, её родственнике (300-местном гиперзвуковике A2), многорежимных двигателях Sabre, их предыстории, развитии и, конечно, принципах работы мы детально рассказывали. Здесь же лишь поясним, что главная идея Skylon заключается в использовании атмосферного кислорода для сжигания горючего не только в начале полёта (подобно обычным реактивным лайнерам), но и на очень больших высотах и очень больших скоростях.
Чтобы это стало возможным, Бонд изобрёл мощный теплообменник, который на гиперзвуке способен охладить входящий в двигатель воздух с 1000 градусов Цельсия до минус 130 градусов за одну сотую секунды. Первые элементы этого ключевого узла Sabre уже обкатываются на стендах, а средства ESA позволят построить и испытать полномасштабный образец.
В течение 10 лет эта работа может привести к появлению «живого» Skylon, способного существенно сократить затраты на вывод полезного груза на орбиту.
Тем временем Reaction Engines смотрит в будущее ещё дальше — она набросала эскизы орбитальной станции Orbital Base Station, способной принимать у себя сразу четыре аппарата Skylon.
Этот форпост, рассуждают британцы, пригодится для сборки в космосе больших межпланетных комплексов и их заправки, например для полёта на Марс.


Двигатель Сейбр для Скайлона представляет из себя вариант ракетно-турбинного двигателя (РТД), теорию которого я выкладывал выше. В том же сообщении, на цветном рисунке, приведён его чисто атмосферный вариант Скимитэр, разрабатываемый для гиперзвукового лайнера А2, в свою очередь, разрабатываемого в рамках программы  LAPCAT.

В данный момент англичане начали испытание изюминки своего проекта – теплообменника.
http://science.compulenta.ru/676579/  здесь можно посмотреть и скачать видео испытаний. В этом материале Сейбр называют ракетно-прямоточным двигателем (РПД), но, на самом деле, это не так.
http://www.theengine…13.article англоязычная статья о Скайлоне и его двигателе. Видео тоже есть, но не скачивается.

Немного изображений:

 

P.S.
В своё время для программы «Спираль» в КБ Люлька прорабатывались материалы для создания РТД  с индексом АЛ-51. В их основу легла статья то ли из «Флайта», то ли из «Интеравиа». Аппарат умер не родившись.Судя по известной информации, ЦИАМ до последнего времени без большого успеха занимался исследованиями двигателей комбинированного (изменяемого) цикла, к каковым относятся РТД и РПД. Судя по ранее выложенному здесь сообщению наши верха, наконец-то, проснулись и решили, как минимум, догнать англичан.
  • +0.55 / 6
  • АУ
 
 
  rat1111 ( Слушатель )
01 май 2012 00:29:13

Кроме Спирали были еще проекты ВКС от "авиационных" КБ плюс ракетчики неслабо продвинулись в гиперзвуке. Но наши мегаученые в космической области решили догонять америку в части создания многоразовых транспортных систем - вбухали немерянные средства - а вышел Буран. Хотя уже тогда было понятно, что концепция space shuttle не дает существенного выигрыша в стоимости.
  • +0.55 / 2
  • АУ
 
 
 
  walt ( Слушатель )
01 май 2012 01:27:22

зато она была легче решаема
а им так хотелось иметь орбитальный бомбер
  • +0.55 / 2
  • АУ
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
01 май 2012 02:11:15


Если мы говорим о двигателях, то в данном случае не надо путать божий дар с яичницей. Я застал "кончик" работ по первой отечественной серийной гиперзвуковой ракете  Х-15, она же 9А2001. Это аэробаллистическая ракета класса "воздух-земля", предназначенная для уничтожения РЛС - аналог американской SRAM. Была оснащена твердотопливным ракетным двигателем (РДТТ) двухразового включения типа "160" ( 9Ж2001 ) нашей разработки . Для космических задач была абсолютно непригодна, хотя и развивала скорость до 5М.
Участвовал я и в начальном этапе разработки двигательной установки для первого отечественного противоспутникового перехватчика 79М6 системы 30П6, создававшихся в рамках темы "Контакт" (аналог американской противоспутниковой системы ASAT). Для этой машины мы проектировали опять же РДТТ двух ступеней. Третья ступень была оснащена ЖРД. Боевая ступень перехватчика в конце активного участка траектории имела первую космическую скорость, но это опять не то, что нужно для транспортной или пилотируемой космонавтики с аппаратами многоразового использования,
  • +0.56 / 2
  • АУ