Цитата: _YUKLA_
Очень актуально - особенно с учетом того факта, что на дворе 2007 год. Ну, так скажите, ув. medved_shalun, вы, таки, готовы признать, что нынешняя лунная программа - лишь слабая тень той, первой, из 60х годов XX века?
4 человека на Луне против 2-х.
7 дней (для 1-ой экспедиции) против 3-х дней в 1972.
Уважажаемый господин _YUKLA_, по-моему, вы неадекватно воспринимаете окружающий мир.
Цитата: _YUKLA_
Вам рассказать начала термодинамики? Могу на пальцах посчитать скорость испарения водорода от его температуры. ;D
Если не затруднит, посчитайте пожалуйста и выложите здесь результаты рассчётов. Данные по EDS можете найти в том PDF-е. Как говорится, флаг вам в руки. Можете попросить у центра им. Эймса, который в NASA занимается криогеникой, выделить вам грант под это дело
Цитата: ursus от 09.07.2008 09:30:37
Дружище, термин Вы подобрали правильный, но использовали его как-то криво, что и вызвало насмешку. В контексте приведённой Вами ссылки, речь идёт об обычном охлаждении газов до состояния жидкости. И "переохлождённый" водород является обыкновенным жидким водородом, что естественно и подразумевается, когда говорят об использловании его в качестве ракетного топлива.
В юбилейной книге НПО "Энергия", в частности, сказано:
Цитата
С марта по октябрь 1985 года на универсальном комплексе стенд-старт проведены "холодные" стендовые испытания центрального блока Ц, при которых была отработана технология заправки блока Ц компонентами топлива (жидкие водород и кислород). При этом следует отметить, что заправка производилась переохлажденным жидким водородом, что делалось впервые в мире, так как в США применялся только "кипящий" водород.
http://www.buran.ru/htm/bigbook.htmВидите, Сатурн и Шаттл запраляют кипящим водородом. В том его и отличие от переохлаждённого.
Для тех кто до сих пор не понял, переохлождённый водород - водород с температурой ниже температуры кипения (вплоть то температуры, близкой к температуре плавления). Что позволяет:
а) снизить потери топлива на испарения
б) увеличить плотность топлива
Цитата: ursus от 09.07.2008 09:30:37
То есть, Вы противопоставили утверждению о том, что жидкий водород будет испаряться из баков, тезис о некоем "переохлаждённом" его состоянии, исключающем подобное.
Не приписываете мне слова, которые я не говорил. Я никогда нигде не утверждал, что водород не будет испаряться.
Я лишь утвердаю, что:
а) использование переохлождённого водорода позволит снизить потери на испарение;
б) использование специальной теплоизоляции, покрытия, отражающего солнечные лучи и другие меры позволят снизят поток тепловой энергии, поступающей к водродному баку.
В комплексе, подобные меры позволят обеспечить необходимый срок ожидания на низкой околоземной орбите для отлётной ступни
EDS и минимизировать потери топлива. И всё....
Цитата: _YUKLA_
Простите, ursus, но зачем вы все это объясняете?
Вам же написали - у американцев большой опыт работы с водородом. Вот и все объяснение. Вы действительно полагаете, что тов. medved понимает что такое криогеника и почему приходиться решать вопросы дренажа жидкого кислорода (температура кипения 90.19 градусов Кельвина), не говоря уж о жидком водороде, кипящем при 20.28 оК. >:(
Давайте ещё раз обратимся к советской космической программе. Помните, был такой проект Н1-Л3 высадки советского космонавта на Луну. Так вот там, для доразгона к Луне, коррекций траектории, выхода на окололунную орбиту и торможения при посадке на Луну используются кислородно-керосиновый блок "Д". Может выясните и раскажите нам, каким образом советские инженеры ещё в далёких 60-х годах обеспечили работу криогенного разгонного блока в течении не менее 7 суток.
Да, и заодно можете выяснить, каким образом обеспечивается сохранность кислорода и водорода в топливных элементах шаттла в течении 17 суток.