ПАК ФА (Т-50)
4,718,246 6,045
 

  fisher ( Слушатель )
13 май 2012 19:53:13

Тред №419647

новая дискуссия Дискуссия  257

Раз речь зашла о катапультировании, задам вопрос который всегда интересовал.

Почему при катапультировании часто бывают травмы позвоночника у пилотов ?
Зачем человека с такой скоростью выстреливать ? Это же не всегда нужно.
Можно же наверно предусмотреть менее жесткий режим, когда ускорения не так велики.

Или получается это необходимость ? Тогда я не совсем понимаю как происходит катапультирование.
  • +0.97 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  Voenlet ( Практикант )
16 май 2012 18:35:17


Пролетал от первого ознакомительного полета в Каче (Бекетовский полк) 5 мая 1968 год, на Л-29, крайний полет - 27 августа 1993 г. аэродром Жердевка на МиГ-29. Между ними были МиГ-21 нескольких модификаций, Ути МиГ-15, МиГ-23 МЛД, М, МиГ-29 и Су-27.
Основная причина травм - слабый поясной притяг кресел, который производиться самим летчиком после посадки в кабину перед вылетом. Плечевой притяг производиться принудительно во время подготовки к катапультированию.
При сбросе фонаря, обтекающим потоком слабо притянутый летчик просто "отсасывается" и между задницей и креслом образуется пространство, кресло начинает двигаться не совместно с телом летчика, а сначала с перегрузкой 12 ж бьет по одной Ж, а потом уже суммарная масса выбрасывается из кабины. А так как позвоночник с боку имеет профиль S-образный, то происходит сдвиг позвонков в районе плеч - наружу, в области поясницы - во внутрь тела. Все это усугубляется от того, как еще летчик сгруппируется до момента выстрела.
Если на первых самолетах минимальная высота катапультирования была в пределах 150 - 200 метров, то в последующем, на К-36 можно катапультироваться на разбеге после скорости 130 км/ч. Это ограничение обусловлено тем, чтобы после подброса фонаря, самолет успел уйти из-под подброшенного фонаря.
При катапультировании на сверхзвуке, для защиты летчика имеется выдвижной дефлектор, который при большой скорости выдвигается навстречу потоку между ног пилота (аналогия с членом), на его конец садиться скачек уплотнения, за которым воздушный поток уже дозвуковой.
На счет катапультирования на высоте - 0 и скорости - 0. В ВВС, на самолете Су-24 был случай, когда перед запуском двигателей, одна из ручек катапультирования зацепилась за отклоненную от нейтрали РУС (ручка управления самолетом), а именно за гашетку тормозов, двигатель начал раскручиватся, появилось давление в гидросистеме, механизм триммирования начал ставить РУС в нейтральное положение и она "благополучно" катапультировала экипаж на стоянке самолетов. Гай Северин лично приехал на место ЧП, попросил командиров строго не наказывать членов экипажа, а сам за "испытания" К-36 "при двух нулях", наградил их часами.
В зависимости от высоты, процесс катапультирования происходит по разному (но, не существенно)..
Катапультирование на большой высоте, летчик принял решение, сжал ручки катапульты (тем самым разблокировал шариковый замок и у него появилась возможность их вытянуть вверх, прижав руки к груди и он это сделал):
- пиропатронами фиксируются руки от возможности заброса их за спину;
- срабатывает пиропатрон, который открывает замки аварийного сброса фонаря, а штыри подброса подбрасывают фонарь, который улетает от самолета;
- стреляет КСМ (комбинированный стреляющий механизм), который с перегрузкой 12 ж приводит кресло с летчиком по направляющим вверх. Во время хода, перед выходом из кабины, ноги фиксируются принудительно, для того, что их не разбросало потоком воздуха, в это же время выходят два стабилизирующий парашюта, которые стабилизируют кресло, чтобы его раньше времени не положило на спину во время работы пороховых ускорителей, которые подбрасывают летчика дополнительно на высоту примерно 40 метров.
Кресло с летчиком за счет стабилизирующего парашюта, потеряв поступательную скорость, начинает общей массой спускаться к Земле до высоты 4000 м.
- на высоте 4000 м и ниже:
- происходит отстрел стабилизирующего парашюта, выходит спасательный парашют, происходит отстрел привязной системы, кресло отсоединяется от летчика (или наоборот), наполняется спасательный парашют, при отходе кресла, из него отваливается НАЗ (носимый аварийный запас) на 15 метровом фале, который прикреплен к обмундированию летчика и автоматически наполняется МЛАС (спасательная лодка).
- дальше происходит приземление или приводнение (еще с большой кучей нюансов).
Если катапультирование было произведено на высоте ниже 4000 м, весь процесс такой же, только спуска на стабилизирующем парашюте в кресле с летчиком не происходит.
В случае катапультирования на разбеге или пробеге, после начала работы пороховых ускорителей уже вводиться сразу спасательный парашют, миную стабилизирующий и за время подброса на 40 метров, он наполняется и тут главное, как повезет, успеть не с чем не столкнуться на "запятой", когда летчик из верхнего положения начинает обгонять парашют (он по отношению к летчику бывает ниже) под действием земного притяжения.
(Не ручаюсь за абсолютную точность, но общий принцип, так сказать, катапультирования).Подмигивающий
Практически испытать описываемый процесс за 25 летных лет, лично - не пришлось ....Улыбающийся
  • +4.86 / 34
  • АУ
 
 
  Сидоров 2-й ( Слушатель )
28 май 2012 10:39:37

Честно говоря, это не помню, но зато помню выдвижную защиту кресла от сверхзвука на уровне головы-плеч летчика. С другой стороны, на сверхзвуке (и не только) кресло практически сразу после срабатывания пиропатронов ориентируется и рассекает "жопом пятой точкой вперед" - там много есть чему посадить на себя скачок уплотнения.

Также, если мне не изменяет память, был случай успешного катапультирования на 2М+ на МиГ-25, когда летчик (испытатель) оказался не в состоянии изменить режим работы двигателей. Может быть, Вы что-то слышали про этот случай?
  • +1.12 / 8
  • АУ
 
  iz_kirova. ( Слушатель )
19 май 2012 23:28:41

Как мне объясняли - решающее устройство по этому параметру - пневматическое. Смена "программы" невозможна.
  • +1.08 / 6
  • АУ
 
 
  Voenlet ( Практикант )
22 май 2012 10:53:21


Да, согласен. Нужно "бренное тело" пилота (экипаж), перекинуть через киль (и), а летает летный состав (экипаж) полка (базы) на всех исправных самолетах.  И тела у летного состава бывают разного "живого веса", поэтому рассчитывают на самого тяжеловеса (думаю - побольше 100 кг). Так если у него будет перегрузка 12 g, то у 60 кг - она будет побольше. Чтобы смягчить ударную перегрузку в начальный момент, растянуть ее нарастание по времени, КСМ делают телескопическим.
Ну, а главное - занятие исходного положения, особо это проблематично на УБС (спарках), хотя командир экипажа (инструктор) и дает команду "Приготовиться к катапультированию" учлету, но это ближе к теории, как правило, это все происходит при дефиците времени. Очень часто для него это бывает неожиданностью (из практики).Подмигивающий
  • +2.78 / 16
  • АУ