Обсуждение космических программ
9,140,898 41,202
 

  NetGhost ( Слушатель )
20 май 2012 00:12:16

Тред №421622

новая дискуссия Дискуссия  131

ЦитатаАмериканская компания Spacex в очередной раз перенесла первый испытательный полет коммерческого корабля-капсулы Dragon к Международной космической станции.


Я ж говорю - как всегда, много рекламы, мало толкуУлыбающийся
  • +0.46 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
20 май 2012 01:51:42

Это смотря как посмотреть:
1. Отмена пуска - это "рутинное" мероприятие, тем более на стадии начальных полетов.
2. Это бывает у всех и даже на самых отработанных носителях, даже, о ужас, у "семерок" иногда случается.
3. Зато какая диагностика. Тут не изгаляться надо, а завидовать.
  • +0.65 / 10
  • АУ
 
 
  Михаил ( Слушатель )
20 май 2012 13:55:16


Как по мне, так тоже, нет причин для смехуечек. Да к тому же не так и плохо, что появляется новый носитель, конкуренция - это хороший стимул прогресса.
Кому интересно - на 40 минуте отсчет.
http://new.livestrea…nts/626741
  • +0.51 / 3
  • АУ
 
 
  перегрев ( Слушатель )
20 май 2012 22:31:21

Ага, частенько переносим. Последний пуск с Плесецка на час перенесли
Цитата
3. Зато какая диагностика. Тут не изгаляться надо, а завидовать.


Тут как посмотреть. Амеры словили аварийную ситуацию на запуске и парировали ее без разрушения матчасти. Респект. С их датчиковой аппаратурой и электроникой сложно представить, что  было бы иначе..
Однако, не стоит забывать, что система диагностики сработала на двигателях открытой схемы с восстановительными газогенераторами. А это означает, что  эти двигатели имеют меньшую номенклатуру критичных отказов и значительно большее время развития аварийной ситуации, чем наши движки с дожиганием окислительного газа. А тут есть чем и нам похвастаться в плане технологии. Мы еще 12 лет назад, на дубовых МД-ТСах, самопальных термопарах и капризных индукционных датчиках оборотов  ловили (и выключали без разрушения матчасти) разрывную кавитацию на 14Д23. А там от момента возникновения кавитации до момента "все капец" проходит от 0,07 до 0,15 секунды. За это время, на убогой датчиковой аппаратуре и программе реализованной на оффисном Пентиуме, мы успевали обнаружить начало развития дефекта, проверить достоверность, выдать команду на выключение и реализовать ее. Правда это, к сожалению, стендовая система. В заслугу амерам стоит поставить наличие такой системы на объекте, ну так им не впервой, на Шаттле такая же стояла. У нас такой пока нет, была на Энергии, тоже сработала на пять с плюсом. На всех новых ракетах и Ангаре и на Руси-М (вечная ей память) на первых ступенях такая система планируется.

Строго говоря, в плане оперативного диагностирования ЖРД наши с амерами пути разошлись в ходе эпопеи "Шаттл - Энергия". Имея очень хорошие датчики и электронику, амеры пошли по пути наращивания номенклатуры контролируемых параметров, причем контролировали они, как правило, уставки (например, условно, обороты ТНА - верхний контрольный предел - 40000, нижний - 30000 выход за контрольный предел - АВД). Параметров у них было до хрена и больше. Например, контролировалась температура лопаток турбины, вибропортрет двигателя, внешняя герметичность голографическим методом...и все это великолепие в полете! Продвинутая система диагностики и САЗ за время эксплуатации Шаттлов сработала два раза. Один раз на старте (старт прекратили), второй раз в полете, один движок был выключен, керогаз долетел на двух. Оба срабатывания были ложные и вызваны они были отказом датчиков САЗ.
Мы всего этого великолепия не имели, и были вынуждены, как всегда  :) , пойти своим путем. У нас тоже контролируются уставки, но как вспомогательный параметр. Основным является контроль нескольких вычисляемых, на каждом такте работы, функций. Строго условно,  один из алгоритмов нашей САЗ выглядит примерно так: "Если приращение от предыдущего такта функции ((Обороты_ТНА/500-Обороты_Бустера*2)*Давление_О_после насоса*100)/Давление_О_ после_автомата_осевой_разгрузки=>1200), то АВД". Естественно, вся эта белиберда никакого физического смысла не имеет, пример исключительно иллюстративный.

В итоге, подобный подход, позволяет не ждать когда термопара с постоянной времени 0,12 секунды покажет контрольную температуру 1000 Цельсиев (когда покажет там уже все сгорит), а  обнаруживать аварийную ситуацию когда она только начинает зарождаться. Естественно такой подход не всесилен, возгорание газового тракта из-за посторонней частицы без разрушения остановить не получается. Но разрушения при этом минимальны. Иногда даже есть чего отправить на металлографиюВеселый
Кстати, с этой диагностикой, связана одна темная история, в начале 90х в штаты, по приглашению амеров, поехал один из разработчиков этой системы. В итоге он утонул, когда в компании американцев они катались на яхте на каком-то озере. Тело не нашли. Так что есть простор для конспирологических теорий...Улыбающийся
Возвращаясь к Фалкону с Мерлиным, стоит констатировать - обнаружение и парирование аварийной ситуации результат достойный, но с учетом вышеизложенного, для второго десятилетия 21 века отнюдь не выдающийся.
"Я никогда не говорил, что наш мэр великий государственный деятель! Выдающийся, да! Но не великий..." (с)  :D
С Мерлином гораздо интереснее другое. Если вот это
Цитата
Причиной срыва запуска частного космического корабля Dragon стал неисправный клапан в одном из двигателей ракеты-носителя.


так и есть, и АВД вызвано не ложным срабатыванием САЗ, то тогда следует обратить внимание на серьезные проблемы с качеством у Маска. Судите сами, движок изготовлен, прошел все виды испытаний у него просто не должно быть дефектов на этой стадии эксплуатации. Какой бы ни была причина дефекта (производственная или конструкторская) дефект должен был быть обнаружен либо в ходе отработки, либо в процессе контроля качества при изготовлении. А раз не был обнаружен, значит не все ладно в "датском королевстве". Не все нам силикогель в ракете забывать...
P.S. У двигателистов "старой советской школы" отношение к САЗ неоднозначное. Они считают, что нехрен "городить городушки", изделие нужно нормально отрабатывать и нормально делать. И тогда САЗ не понадобится. Мнение спорное, но справедливости ради стоит отметить, что в процессе отработки 14Д23 САЗ угробил больше экземпляров, чем спас. На 110р "убил" два, и пока не спас ни одного.
  • +0.78 / 10
  • АУ