О F-35.
Я полагаю так.
Собственно программа JSF безусловно является стратегической ошибкой штатовцев и примкнувших. Мечта о вундерваффе к хорошему не приводит. На наше счастье в штатах этого не понимают (кроме Боинга, но он сейчас не в фаворе). Дефекты были заложены уже в концепции самолёта - 1) попытке скрестить обычный фронтовой истребитель с палубником ВВП (слово "химера" американцем по-моему ни о чём не говорит); 2) попытке любой ценой (т.е. за счёт аэродинамики и других показателей) обеспечить близкую к F-22 радиозаметность. В результате получили конструктивный уродец (смесь енота с кашалотом), с трудом поддающийся модернизации (ещё не забывайте, что надо будет испытывать все три варианта F-35), и при этом очень дорогой ... Вообщем сэкономили ...
Теперь о ВВП-варианте F-35 (F-35B STOVL).
Обратите внимание, что это не ВВП в чистом виде (STOVL = Short Take-Off Vertical Landing). Т.е. пустым он взлететь может, но уже с половинным баком и малой боевой нагрузкой - нет. Его движок (F135 или F136, американцы пока не определились, разрабатывались на основе используемого в F-22) имеет тягу 15 с чем-то тонн, а вес пустого самолёта составляет 12 тонн. В какой-то мере помогает эффект воздушной подушки, но недостаточно.
Т.е. взлететь откуда-то с лесной поляны он не сможет. С просеки да. Но в-целом для диверсионной работы он не подходит. Был бы движок тонны на четыре помощнее, тогда да. Но на нет и суда нет
Как ни странно, но он идеально подходит для нас. Для базирования на прибрежном флоте (на корветах, с катапультным запуском) и погранзаставах (короткую ВПП сделать несложно и недорого). А ещё для иранцев (и талибов
)