КамАЗ решил выйти на рынок ЕС:компания планирует уже в конце этого года
создать сборочное производство в Литве.На первом этапе это будет просто установка надстроек для коммунальных нужд
на готовые шасси КамАЗа мощностью 2 тыс. автомобилей в год.
Пока основной объем экспорта завода, как и прочих российских автопроизводителей,
приходится на Казахстан и Украину.
Но
КамАЗ может рассчитывать на небольшую долю рынка в Восточной Европе,
в первую очередь из-за низких цен.Выбор сборочной площадки именно в Литве в компании объясняют тем, что там
"бренд "КамАЗ" узнаваем" и у многих есть опыт работы" с этими грузовиками.
К тому же
в плане развития компании до 2020 года предусмотрено увеличение доли
экспортных продаж до 40%, в том числе за счет увеличения продаж на рынках Европы.Производство в Литве будет первым крупным проектом КамАЗа на рынке ЕС, который
до этого фактически был закрыт для автопроизводителя
из-за высоких экологических стандартов.
Сейчас в ЕС действует стандарт двигателя Евро-5, тогда как КамАЗ производит
грузовики стандарта Евро-3.
Но
для сборки в Вильнюсе КамАЗ планирует поставлять шасси с двигателем
экологического класса Евро-5. Стоимость грузовика с Евро-5 отличается от Евро-3 примерно на 400-500 тыс. руб.
Сейчас средняя цена коммунальной техники на шасси КамАЗа на российском рынке
составляет в среднем 2,5-3 млн руб. в зависимости от типа установленного оборудования.
Таким образом, подобная техника, соответствующая европейским стандартам,
может стоить около 3,5 млн руб.
У КамАЗа уже есть сборочные производства в Казахстане, Вьетнаме, Иране,
Пакистане и Индии.
Но основной объем экспорта компании традиционно приходится на СНГ,
в первую очередь Казахстан и Украину.
В 2011 году КамАЗ поставил на экспорт около 6 тыс. грузовиков при общем
объеме продаж более 45 тыс.
Остальные российские автопроизводители тоже в основном поставляют свою
продукцию в СНГ.
АвтоВАЗ, который в 2011 году экспортировал 56 тыс. автомобилей, 28,4 тыс. машин
продал на Украине и 13,6 тыс. в Казахстане.
В Европе популярностью пользуется лишь внедорожник Lada 4х4.
Группа ГАЗ поставила на экспорт в 2011 году 12,2 тыс. легких коммерческих
автомобилей (LCV), на внутреннем рынке ее продажи в этом сегменте
составили 90,5 тыс. машин.
У группы уже есть представитель в странах ЕС, который осуществляет в Литве
по лицензии досборку LCV "Газель", "Соболь" и "Валдай".
Но крупных сборочных проектов у российских автопроизводителей в Европе нет.
Создать такое производство в 2010 году попыталось правительство
Москвы — при поддержке Юрия Лужкова в латвийской Елгаве был запущен завод
АМО Plant, на котором планировалось собирать автобусы и коммунальную технику.
Общий объем инвестиций составил около €30 млн, большую часть вложила Москва.
Но за все время работы AMO Plant собрал всего лишь 15 автобусов и 54 трактора
из машинокомплектов Минского тракторного завода.
После смены мэра Москва хотела продать свою долю (92,6%) в заводе, но в итоге
решила внести ее в СП со Сбербанком "МосавтоЗИЛ".
КамАЗ на рынке Восточной Европы может рассчитывать на небольшую долю,
в первую очередь благодаря низкой цене по сравнению с иностранными игроками.
Компания может выйти на анонсированные объемы продаж в 2 тыс. машин,
которые будут покупаться в основном коммунальными службами.
При этом инвестиции в создание подобного сборочного производства, скорее всего,
не превысят $10 млн, добавляет аналитик, поэтому риски для КамАЗа
от этого проекта невелики, но зато "есть шанс, начав с Литвы,
выйти в дальнейшем и на новые рынки.