РИА Новости:Через несколько дней приватизация в России разменяет третий десяток:
двадцать лет назад, 11 июня 1992 года, была утверждена
государственная программа продажи государственного имущества.Реализации госактивов отводилась основная роль в рамках перехода
к рынку - в результате частный сектор должен был занять ведущее место в экономике.
Однако результаты этого процесса, идеологами которого были
- Егор Гайдар и
- Анатолий Чубайс,
до сих пор подвергаются критике со стороны общественности
и экспертного сообщества.
С приватизацией 90-х годов связывают
- появление в России олигархов,
- сильный экономический спад,
- обвал промышленности.
Сомнения в ее справедливости и легитимности не раз высказывали
члены правительства, экономисты и представители бизнес-сообщества,
а в народе ее стали даже называть "прихватизацией".
Анализируя события 90-х годов, эксперты и политики призывают осторожно
подходить к реализации текущих планов правительства по продаже госактивов,
чтобы избежать ошибок, допущенных в ходе первой приватизационной кампании.Первый этап приватизации, получивший название
ваучерного, или чекового, начался в июне 1992 года.
Каждый гражданин России получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей,
которым он мог распорядиться по своему выбору:
- обменять на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки,
- участвовать в чековом аукционе,
- купить акции посреднических организаций - чековых инвестиционных фондов
(ЧИФов) или
- просто продать ваучер.
Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, и многие
стали продавать их скупщикам, цена ваучеров стала стремительно падать.
Обещания Анатолия Чубайса, что за ваучер в итоге
каждый сможет получить по две "Волги", так и не сбылись.Согласно статистике,
- около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры
в чековые инвестиционные фонды,
- примерно 40 миллионов - в акции различных предприятий,
- треть владельцев ваучеров их продали.
Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам,
используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций
перспективных предприятий.
Приватизационные чеки попали на экономически
малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились,
были ликвидированы.
Всего
- в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысячи государственных предприятий,
- в 1993 году их число возросло до 88,6 тысячи,
- в 1994 году - до 112,6 тысячи.
За два года в частные руки была передана большая часть объектов
так называемой малой приватизации,
- свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта.
К концу 1994 года в абсолютном большинстве регионов
России процесс малой приватизации по существу завершился.Многочисленные критики указывают, что ваучерная приватизация
- была нечестной,
- несправедливой,
- привела к незаслуженному резкому обогащению узкой группы лиц.
Затем в середине 1995 года для пополнения государственной
казны был запущен механизм залоговых аукционов.Назывались они так потому, что, в отличие от обычных аукционов,
компании не продавались, а отдавались в залог.
Однако выкуплены обратно они не были.
На залоговые аукционы были выставлены акции 12 крупных предприятий,
от их продажи было выручено 5,1 триллиона рублей.
Счетная палата, анализируя процессы приватизации госсобственности
в РФ с 1993 по 2003 год, выявила значительные нарушения при реализации активов.
По ее утверждению, в результате проведения залоговых аукционов
- отчуждение федеральной собственности было произведено
по значительно заниженным ценам, а
- конкурс фактически носил притворный характер.
Кроме того,
госпредприятия зачастую покупались не за собственные деньги,
а за деньги, взятые в кредит у государства.Сделки кредитования РФ под залог акций государственных предприятий
могут считаться притворными, поскольку
- банки фактически "кредитовали" государство государственными же деньгами.
В результате банки, "кредитовавшие" государство, смогли непосредственно
либо через аффилированных лиц стать собственниками находившихся у них
в залоге пакетов акций государственных предприятий, отмечается в докладе Счетной палаты.
Контрольное ведомство обнаружило нарушения в порядке приватизации,
приведшие к потерям федерального бюджета, в таких компаниях,
- как ОАО "Тюменская нефтяная компания"
(цена продажи пакета акций была занижена минимум на 920 миллионов долларов),
- ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть"
(упущенная выгода федерального бюджета составила около 220 миллионов долларов.
Основные претензии, обвинения в несправедливости приватизации
относятся ко второму этапу. Его можно было бы не проводить.
До сих пор возникают и будут возникать вопросы, почему крупные активы
достались тем или иным людям:
- Как так, за 170 миллионов отдали "Норильский никель",
который такие доходы приносил государству,
почему Потанин и Прохоров и так далее...
- Почему нефтяные компании достались Ходорковскому, Березовскому,
не знаю кому-то еще, а не достались Иванову, Петрову, Сидорову?
Крупные бизнесмены пришли к правительству и предложили:
давайте мы у вас купим, тем самым значительная часть промышленности
перейдет в руки частных предпринимателей, в то же время
это будут отечественные предприниматели, а не иностранные. - Социальное недовольство переделом собственности,
- нарушения в механизме приватизации и
- недостаточная эффективность работы приватизированных предприятий
дали основания для дискуссий экономистов
и политиков о пересмотре результатов приватизации.
Владимир Путин согласился с мнением о том, что приватизация 90-х годов,
включая залоговые аукционы, была нечестной.
Между тем отъем собственности сейчас, как предлагают некоторые,
по его мнению, привел бы просто к остановке экономики,
параличу предприятий и всплеску безработицы.
Кроме того, многие нынешние собственники этих активов формально
являются добросовестными приобретателями,
они не нарушали принятых тогда законов, считает Путин.
В начале февраля на съезде РСПП он предложил бизнесменам
вместе подумать над тем, как закрыть проблемы "нечестной, прямо
скажем, приватизации, всяких аукционов".
Путин высказал предположение, что это может быть разовый взнос
со стороны собственников приватизированных объектов.Глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что его ведомство
готово провести переоценку приватизации 90-х годов и рассчитать
сумму разового компенсационного взноса.
Но сделать это будет непросто.
Если в этом есть необходимость, можно решать вопрос
через судебные процедуры, подключить независимые органы
финансового контроля, в том числе Счетную палату.
Мы готовы вместе все посчитать.
По мнению экспертов,
закрыть тему легитимности приватизации невозможно, не отменив ее итоги.Правительство так и не нашло подходящего варианта того,
как закрыть проблемы 90-х годов.
На фоне дискуссии о легитимности приватизации 90-х годов
члены правительства РФ и эксперты призывают осторожно
подходить к реализации текущих планов по приватизации.На заседании 7 июня кабинет министров скорректировал программу
приватизации государственного имущества на ближайшие два года,
а также уточнил планы на период до 2016 года.
Однако все точки над "i" в этом вопросе по-прежнему не расставлены:
точного графика продаж госдолей в крупнейших компаниях
и банках с разбивкой пакетов по годам не появилось.Согласно принятым 7 июня решениям,
- в 2012 году будут проданы порядка 300 находящихся в федеральной
собственности предприятий, а также пакеты акций 960 акционерных обществ.
Доходы от приватизации в 2012 году, по оценке правительства,
составят около 300 миллиардов рублей, то есть превысят
абсолютный рекорд 2011 года, когда эта сумма достигла
121 миллиарда рублей
(с учетом дохода от продажи 10% акций ВТБ на 95,7 миллиарда рублей).
До 2016 года предполагается осуществить полный выход государства
из капитала целого ряда крупных компаний и банков, в том числе
ВТБ, Россельхозбанка, "Росагролизинга", "Совкомфлота",
Международного аэропорта "Шереметьево", "Аэрофлота",
ОЗК, АК "АЛРОСА", "РусГидро", "Роснефти", "Зарубежнефти" и "Интер РАО".
Помимо 100-процентной приватизации перечень предусматривает снижение
до 50% плюс одна акция госдоли в ОСК, ОАК и Уралвагонзаводе
и до 75% плюс одна акция в ФСК, "Транснефти" и РЖД.