Обсуждение космических программ
9,141,633 41,202
 

  Андрей_732927 ( Слушатель )
14 июн 2012 16:57:21

Тред №430074

новая дискуссия Дискуссия  149

По сообщению Государственного управления по делам оборонной науки, техники и промышленности КНР, разработанный Китаем 120-тонный жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла в качестве основной энергосистемы китайских ракет-носителей нового поколения предоставит эффективную гарантию для реализации программы пилотируемых космических полетов, зондирования Луны и выполнения других важнейших проектов страны.

Это первый подобный двигатель, имеющий полные права интеллектуальной собственности Китая. Он отличается высоким уровнем технических характеристик, сверхнадежностью, отсутствием ядовитых и загрязняющих веществ и другими уникальными особенностями. Его успешная разработка означает, что Китай уже стал вторым после России государством, обладающим ключевыми технологиями для изготовления двигателя замкнутой схемы, работающего на жидком кислороде и керосине.
http://russian.people.com.cn/31517/7846622.html

Хочется услышать комментарии Перегрева и других компетентных товарищей. Чего это китайцы "придумали" и обоснованно ли встали в ряд государств.
Особенно интересуют "сверхнадежностью" и что такого в замкнутой схеме для жидкого кислорода и керосина.
  • +0.07 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (7)
 
 
  quququ ( Слушатель )
15 июн 2012 13:15:05
Про сверхнадежность китайцы могли написать по результатам наземных испытаний, а могли и по другим соображениям, потери при переводе также не исключеныПодмигивающий

Лучше вонючки, на которой большинство китайских ракет. Это одна из причин по которой китайцы делают новое поколение РН на кислороде, керосине и водороде. Летные испытания начнутся в 2013-2015 годах. Кроме экологичности будет там и модульность, и современные решения, и 14 тонн на ГПО (лучше любой современной РН), в общем все делаУлыбающийся
  • +0.07 / 2
  • АУ
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
15 июн 2012 13:47:29

Интересно, какой стартовый вес "запроектирован" для такого носителя?
И тоже на этих 120-тонных движках должен лететь?
  • +0.13 / 4
  • АУ
 
 
 
  quququ ( Слушатель )
15 июн 2012 14:00:07

800 тонн.
Керосиновые РД эти, 8 штук + рядом парочка на водороде.
  • +0.02 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
15 июн 2012 14:10:33

Не маловато будет?
Тонн 30 на НОО и из них 14 на ГПО?Обеспокоенный
  • +0.10 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  quququ ( Слушатель )
15 июн 2012 14:39:13
У Дельты-4 Хэви примерно также.

На НОО 25.
  • +0.07 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
15 июн 2012 14:51:31

Но Дельта же полностью "водородная", а тут "керосинки" на 1-ступени.  ???
ЦитатаНа НОО 25.

Чем на ГПО тянуть будут?
Китайцы способны (да и вообще хоть кто-то) создать что-то близкое к Центавру?
  • +0.13 / 4
  • АУ
 
  перегрев ( Слушатель )
15 июн 2012 18:21:59

Очень интересно! И очень показательно... Эта информация крайне наглядно характеризует реальное отставание Китая от нас, в данном случае, в области ракетного двигателестроения. Дело вот в чем - в 90х Энергомашевцы, продали в Китай комплект КД на движок второй ступени Зенита - 11Д123 (кислород-керосиновую переделку двигателя на штатных компонентах тягой в сто с небольшим тонн). Движок неплохой, но прямо скажем - не шедевр. Тогда были далеко идущие планы, однако, в силу того что двигатель изготавливается на Украине, китайцам не досталась технологическая документация. Т.е. повторилась ситуация с РД-180, когда амерам (по слухам) "забыли" передать документацию на снасть. В итоге, американцы (!!!!) так и не смогли организовали производство у себя! Правда, некоторые косвенные признаки особенностей русско-американского экспорта/импорта позволяют предположить, что амеры не особенно и хотели....Улыбающийся Но так или иначе - имея комплект КД на создание технологии изготовления двигателя китайцам понадобилось без малого двадцать лет! Относительно приоритетов - "кислород-керосин" сложная пара. Создание такого двигла, да еще по замкнутой схеме с дожиганием окислителя, безусловно стоит занести китайцам в плюс. Однако, по меркам сегодняшнего дня, да еще с учетом наличия КД, это достижения никак не является "охренеть каким выдающимся". Те же амеры просто не разрабатывает движки по такой схеме из-за присущей схеме ряда неустранимых недостатков. Насчет " сверхнадежности" надо посмотреть, будет цифра суммарной наработки я скажу какая будет надежность. Тут как у Ильфа и Петрова - кому и кобыла невеста  :)
Поскольку пишу с планшета (командировка в "не резиновую") коротко по делюсь своими мыслями относительно того, почему ЖРД это сложно. Сложно это,  потому, что ЖРД это в первую очередь эмпирика. Законченной теории не существует, любая разработка базируется на предыдущих экспериментальных данных. Данных, которые получались десятилетиями дорогостоящих натурных экспериментов. Есть у вас такие данные - вы можете сделать ЖРД, нет - можете не стараться. Не, конечно, возможны исключения, но они подтверждают правило.
В качестве иллюстрации - КБХА делает рулевой движок для легкого Союза, появится ПГС, прошу обратить внимание на уникальное схемное решение наддува, не имеющее аналогов. Это решение обусловлено одним простым фактом - предприятие с мировым именем, оснащенное реальным суперкомпьютером, не смогло с первого раза, без проведения испытаний, спроектировать теплообменник. Получился только с третьей попытки после ряда ОИ. Ситуация была настолько острой, что начальник приемки подарил главному конструктору американскую книжку "Расчет и проектирование теплообменников"  :D
Заканчивая, приведу свою собственную градацию достижений в области ЖРД
1. Самовоспламенящие компоненты (по крупному). Есть и исключения - ЖРД на таких компонентов с давлением 350 кг в КС и запуском по единственной электрической команде весьма нежилое достижение.
2. Кислород-керосин, достойно.
3. "Высшая лига". Кислород-водород, собственно, круг участников ограничен, хронологически - амеры, мы, французы, японцы. Последние (не самая отсталая в техническом отношении страна, верно?) свой движок разрабатывала более двадцати лет.
Как-то так...
  • +0.44 / 15
  • АУ