на ветке армянско-азербайджанского эпикбатла
размещал портянку от армянина
... мой армейский товарищ всегда поправлял, когда я его называл армяном, армяне все в Армении, я - армянин
Игорь Мурадян
(Ереван, Армения)
собственно
портянка, интересные мысли ...
Вопреки многим измышлениям, в прошлые века практически все таты Ширвана были иудаистами, а их заселение этих территорий связано с расселенческой политикой Сасанидов. Ускоренная исламизация татов стала происходить в конце 18 – начале 19 веков под воздействием политики иранских Каджаров. Эта тенденция имела место и во времена Российской империи. Но даже после столь активной ассимиляции и исламизации первая советская перепись населения 1921 года показала, что из 1,85 млн. численности населения Советского Азербайджана таты-иудеи составляли 41,0 тысяч, а таты-мусульмане – 91,0 тысяч. В 1931 году было зафиксировано 60,5 тысячи татов, а уже в 1989 году их количество сократилось до 10 тысяч. Десять лет спустя, в 1999 году, лишь 10,9 тысяч человек признали себя татами. При этом, дома они используют татский язык (83% татов отметили татский язык в качестве родного), в повседневной жизни – азербайджанский.
Учитывая то, что среди татского населения на протяжении нескольких десятилетий, естественный прирост населения составлял от 2,2 до 3,2% в год, можно допустить, что нынешняя численность татов-мусульман составляет от 500 до 600 тысяч. Однако, с учетом изначальной численности татов, скажем, в конце 19 века, их численность в Азербайджане составляет не менее 1,0 млн. и более. Некоторые называют число в 1,5 млн.
Таты населяют обширную территорию северных склонов Большого Кавказа и составляют большинство населения на территории от города Куба до Апшерона. Около 80% сельского населения Апшерона и 33 из 40 поселков этого регион являлись татскими. В предыдущие годы таты составляли большую часть населения городов Мир-Башир, Агдам, Евлах, Варташен и других. В Баку на протяжение всего 20-го столетия таты составляли не менее 20 – 25% мусульманского населения города, а то и больше. В настоящее время в Азербайджане более 230 тысяч человек владеет татским языком, тогда как татов-иудеев несравненно меньше. Представляет интерес то, что в настоящее время численность татов-иудеев в Израиле превосходит 40 тысяч, тогда как до распада СССР в Азербайджане и Дагестане их численность составляла в совокупности не более 20 тысяч. Совершенно ясно, что подлинная численность не только татов-мусульман, но и татов-иудеев в Азербайджане все еще не выяснена и, видимо, намного выше предполагаемой.
Вопрос о численности татов-иудеев в Азербайджане не столь прост, как кажется. Можно согласиться с тем, что таты-иудеи достаточно дистанцированы от татов-мусульман и составляют во многом изолированную общину. Сейчас численность татов-иудеев составляет 10,9 тысяч. Но тот, кто хорошо знает этническую ситуацию в Азербайджане, не может сомневаться в том, что приверженность татов-мусульман исламу не однозначна. Следует иметь в виду, что задолго до массовой ассимиляции таты-иудеи обладали в Ширване, в том числе, в Баку и в небольших городках и селах данной провинции, гигантской этнокультурной и религиозной инфраструктурой, что не могло не повлиять на самосознание татов, которые испытывали различный уровень ассимиляции и внешнего давления. Израильский исследователь Мишель Стоун, занимающийся историей евреев Кавказа, утверждает, что достаточно длительное время, в особенности, в 18 – 20 веках, таты-иудеи и подавляющая часть татов-мусульман находились в некой этно-социальной «корпорации», в которой, несомненно, доминировали таты-иудеи, которые обладали гораздо большим культурным, образовательным и экономическим потенциалом. Следует учесть, что ранее татское общество имело структуру тайф, причем, одни семьи тайфов переходили в ислам, а другие оставались иудаистами, тем не менее, сохраняя связи еще долгое время. В Баку, как правило, замечалось, что, например, таты-мусульмане посещали кладбища своих родственников иудеев. Тюркское население довольно часто называло татов-мусульман «ягуди» или «джуюд», что означало еврей.
Данная «корпорация», заявила о себе как об общинах с едиными целями и ценностями в конце 19 века, когда на Кавказе возникли этнические политические организации. Не вызывает сомнений, что три азербайджанские политические партии – «Дафаи», «Адалят» и «Мусават» были созданы при преобладающем участии татов-мусульман и татов-иудев. Если не считать того длительного периода, когда таты различного вероисповедания играли решающую роль в администрациях персидских ханств Ширвана и Гянджи, то именно с началом революционного движения в Российской империи таты стали все больше занимать ведущие позиции в обществе, в торговле и культуре этих провинций. Рассматривая родословные и этническое происхождение азербайджанских политических и общественных деятелей, можно утверждать, что таты сыграли решающую роль в создании Азербайджанской республики 1918 года и во многом определяли общественную и культурную жизнь Советского Азербайджана. Подавляющая часть партийных функционеров, писателей, музыкантов были по происхождению татами. Расул-заде, Хан Хойский, Рухула Ахундов, Мешади Азизбеков, Нариман Нариманов, Мир-Джафар Багиров, Аяз Муталибов, Кара Караев, Фикрет Амиров, Вагиф Мустафа-заде, Таир Салахов по происхождению таты.
Азербайджан, в советские времена, как и ранее, был известен наличием и большим значением в администрировании, в общественной и экономической жизни различных кланов, которых насчитывалось не менее 40, из коих наибольшим влиянием обладали следующие: шушинский, гянджинский, шекинский, агдамский, шемахинский, нахичеванский, апшеронско-кубинский и другие менее влиятельные. Апшеронско-кубинский земляческий клан никогда не являлся наиболее могущественным, уступая место шушинскому и ганджинскому, но, тем не менее, в некоторых сферах – в образовании и культуре, в здравоохранении, отчасти в администрации и в правоохранительных структурах, он занимал очень важные позиции. Представители апшеронско-кубинского клана преобладали в пищевой промышленности, в обувной и швейной промышленности, в ремеслах, бытовом обслуживании и общественном питании. Главным ресурсом апшеронско-кубинского клана, по общему признанию, являлся рыбный промысел, что давало возможность оказывать влияние на различные процессы за пределами Азербайджана. Следует понимать, что так называемый апшеронско-кубинский клан был, в преобладающей мере, татским. При этом, таты-мусульмане и таты-иудаисты были организованы в этом клане довольно сплоченным образом. «Кубинским» он назывался символически, что подчеркивало причастность к нему татов различного исповедания. В действительности, видимо, никто из жителей города Кубы не участвовал в этой «корпорации», где господствовали выходцы из различных городков и поселков Апшеронского региона. Вот слова выдающегося композитора Кара Караева: «Мне трудно воспринимать Азербайджан как родину. Моя родина – это Апшерон, его поселки и селения, где я ощущаю себя на земле моих предков, где я получаю вдохновение. Когда я выезжаю за пределы Апшерона, я вижу другую землю, другие ощущения, запахи, звуки». Следует также отметить, что не исключается версия о том, что Зия Буниатов и его соратники создали столь гигантскую доктрину о Кавказской Албании с целью исключить однозначно тюркскую принадлежность Азербайджана, в историческом и современном этническом аспекте, что позволяло включить в этногенез современных азербайджанцев иранские, а вернее, ирано-иудейские этнические группы.
После 1969 года в Азербайджане развернулась ожесточенная борьба за власть между двумя кланами – «аристократическим» шушинским, традиционно находившимся у власти, и маргинальным и всеми презираемым нахичеванским кланом. Гейдар Алиев вскоре разгромил ганджинский и шекинский кланы, так и не сумев до конца расправиться с шушинским. Однако, вскоре выяснилось, что апшеронский клан не стал целью алиевских чисток и стал партнером команды Г.Алиева. «Апшеронцы» чувствовали себя хорошо, продолжали занимать командные посты в администрации и в наиболее доходных сферах деятельности. Существовали несколько неприкосновенных «черных касс», принадлежащих данному классу. Нет сомнений в том, что Гейдару Алиеву, который являлся чужаком в Баку, были необходимы союзники и партнеры, и, будучи представителем регионального клана, он предпочитает в качестве таковых людей из апшеронского клана, именно исходя из его этнической принадлежности. Татский клан охотно поддерживал Г.Алиева и благодаря нему приобрел новые позиции не только в Азербайджане, но и в Москве. Отмечалось, что число татов увеличилось в силовых структурах, в сфере культуры и управлении. При том, что очень много говориться, что сейчас Азербайджаном управляет нахичеванский клан, можно сказать, что Азербайджаном управляет семья Алиевых, при опоре на нахичеванский и татский кланы. Хорошо известно, что политическое руководство Азербайджана делает ставку на татов как на проводников интересов страны в России, США и в Израиле, имея в виду еврейскую среду, в целом. Речь идет не только о лоббизме и пропаганде, но и о разведывательной деятельности.
Конечно же, с созданием независимого Азербайджана таты сумели создать свои формальные и неформальные организационные структуры, которые охватывают не только Азербайджан. Таты опираются на фантастические капиталы, накопленные в различных странах, на контролируемые ими частные компании в Азербайджане, и их цель, можно сформулировать довольно просто – сохранить и упрочить свои позиции в Азербайджане, преумножить свои капиталы и обеспечить выход на доходные сферы деятельности в различных странах. Трудно сказать, имеют ли таты Азербайджана международные политические амбиции, но вряд ли они откажутся от реализации данных возможностей, если они представятся. Хорошо известный в мире российского бизнеса «король» Черкизовского рынка Тельман Исмаилов, тат по происхождению, говорил примерно следующее: «Кто мы без страны, которую мы представляем. Мы сами по себе незащищены. Азербайджан не такое авторитетное государство, чтобы можно было бы опираться на него. Нам нужна другая крыша, если мы хотим представлять из себя что-то». Видимо, такого рода рассуждения и могут рассматриваться как некая этно-политическая идеология азербайджанских татов. Но нельзя скидывать и «местные» амбиции татов в Азербайджане. Они помнят, что в былые времена уже находились у власти в Азербайджане, причем, неоднократно. Вряд ли таты отказались от этой цели в будущем. Таты понимают, что Азербайджан не был бы таким, каким он стал в 1918 году и в 60 – 70 годах, когда условия советского периода дали им возможность реализовать свои способности.
Таты не являются этническим меньшинством в Азербайджане, таты – составная и авангардная часть азербайджанского народа, и очень хорошо понимают свою значимость и роль других этнических групп. Если сейчас данная тема, все еще, остается конспирологической, то очень скоро выяснится, что таты являются носителями азербайджанской государственности и культуры, генерируют политические и социальные идеи. Семья Алиевых расчистила дорогу более продвинутым группировкам и кланам, буквально ликвидировав всех возможных соперников, предоставив возможность татам овладеть политической и экономической ситуацией. Еще в советские времена от татов можно было слышать о том, что апшеронская нефть принадлежит, прежде всего, татам, чей родиной является Апшерон. Подлинная битва кланов еще впереди, это ожидается, когда пройдет пик добычи нефти, и власть семьи Алиевым ослабнет.
Ассимиляция всегда и везде сомнительна. Как известно, этнос не исчезает, и, рано или поздно, наступает момент, когда, вроде бы примирившийся со своей незавидной судьбой этнос вновь пытается дать знать о себе. Мало кто обратил внимание на то, что таты, с охотой признающие себя азербайджанцами, тем не менее, никогда не признавали себя тюрками. Они иранцы, и принадлежность к иранскому миру глубоко лежит в сознании татов. Например, когда в Азербайджане происходила парламентская и широкая общественная дискуссия по проблеме государственного языка, именно таты позаботились о том, чтобы таковым языком был признан не турецкий, а азербайджанский. Это остается, по сути, сомнительным, но таты не захотели даже формально говорить по-турецки, хотя говорят на нем несколько веков.
Иранская традиция – это один политико-идеологический «полюс» татов Азербайджана, но другим «полюсом» является их принадлежность к иудаизму и не менее мощной иудаистской цивилизации. Данная ситуация достаточно противоречива и не может не отражаться на предпочтениях и приоритетах татов в политической сфере. Таты не приемлют Азербайджан как страну и государство иранского мира, но одновременно нее принимают как однозначно страну тюркского и, тем более, анатолийского мира. Татам более всего импонируют две составляющие их понимания своего места и своей роли в политике: наиболее комфортно таты себя ощущают как интегрированный элемент российского (как прежде, советского) мира и как составную часть еврейского суб-этноса, с совершенно определенной ориентацией на Израиль. Азербайджан таты представляют в перспективе как татское государство, и никакое иное.
Азербайджан обречен на иранизацию вследствие развития этнического сознания тех этносов, которые были жестко дискриминированы. Скорее всего, азербайджанская элита будет вынуждена согласиться на создание государственной автономии Талышстана и Лезгистана. Но следует принять во внимание, что в Азербайджане происходит развитие исламских идей, прежде всего, адаптация традиционной шиитской доктрины, что связано с усилением присутствия иранской культуры и языка. Перед татами возникают новые и не очень пока понятные перспективы. Но, видимо, позиции татов в Азербайджане будут усиливаться. Вопрос в том, какую модель предпочтут таты – традиционно интегрируясь с азерами или предпочтут новую модель, заявив о себе, как одном из носителей азербайджанской государственности.тут думаю этому тоже место, собственно из за фразы царя черкизона