Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,190,882 8,333
 

  Зверь Мохнатая ( Слушатель )
20 июл 2012 16:22:07

Тред №442732

новая дискуссия Дискуссия  147

Пара мыслей о применении ЕГЭ к школьному воспитанию и школьного воспитания к ЕГЭ

Есть разные "тактики" образовательного процесса. Два примера:

Воспитание (Какие качества личности воспитываем?) -> Развитие (Какие навыки и умения ставим, воспитывая ученика?) -> Образование (Какие знания даём, развивая логику, внимание, память, воображение и т д и т п?)
и
Образование -> Развитие (Какие навыки и умения будем тренировать, закрепляя полученный материал?) -> Воспитание (Каким нравственным ценностям будем учить на базе данного материала?)

Спорить, какая тактика лучше - вопрос из серии, что первично курица или яйцо? Для конкретного преподавателя лучше тот подход, который позволяет ему получить лучшие результаты.

Например, изучая свойства неорганических соединений, удобно воспитывать ответственность, ставя ученику навык самопроверки уравнений реакций.



Теперь к вопросу о ЕГЭ:

На мой взгляд, для старшеклассников наиболее актуальны знания-умения-навыки, касающиеся:

- (1) проффориентации
- (2) самоидентификации себя в обществе
- (3) личностного роста, успеха в личной жизни
- (4) школьных предметов, близких к сферам жизни, касающихся выбираемой профессии или увлечений
- (5) школьных предметов, успех в которых является "билетом" во взрослую жизнь.

Рассматривать, улучшил или ухудшил ЕГЭ положение детей нужно не с точки зрения более он объективный экзамен или менее объективный, а с позиций  стало ли ученикам более доступно получение знаний-умений-навыков, перечисленных выше.



По моему,

(1)Требования к ранней специализации (Доходит до того, что чтобы попасть в профильный класс в 9-м, где хорошо подготовят сначала к ГИА, а потом к ЕГЭ, ребёнку нужно выбрать, чем он будет заниматься в жизни, уже в 8-м классе.) однозначно ухудшает возможности для проффориентации детей.
Что воспитываем на материале подготовки к ЕГЭ? Подданных кастового общества? Инфатилизм?

(2,3)У учащихся, сдающих ЕГЭ, нет экзаменнационных билетов или программы. Вопрос о форме экзамена: устный, письменный, тест - в данном случае вторичен. Дети не знают чётко, что их могут спросить. Многие не могут оценить уровень своей подготовки, разобраться, что нужно учить, без посторонней помощи. Неуверенность в своих силах не способствует личностному росту и успешной самоидентификации в обществе. Увеличение зависимости от школьных педагогов, родителей, репетиторов для большинства детей не полезно.

(4,5)Разделение школьных предметов не совпадает с разделением сфер жизни, охватывающих профессии.
Предметы, которые школьник сдаёт при окончании школы и поступлении в ВУЗ, обычно не включают в себя все предметы, знания которых необходимы для дальнейшей учёбы. Следовательно, отвлечение сил и времени ребёнка на подготовку к ЕГЭ в ущерб общему образованию ухудшает его положение.
Так, для упешной учёбы в Медакадемии необходимы пусть не отличные, но уверенные знания по физике. Однако, будущим врачам могут свести физику к 1 часу в неделю, а то и просто попросить их заниматься на уроке спокойно своими делами и не мешать учителю готовить к ЕГЭ по физике будущих инженеров.

Проверка знаний-умений-навыков, формализованных для проверки методом ЕГЭ, не совпадает со знаниями-умениями-навыками, необходимыми для дальнейшей учёбы. Можно, не умея говорить по-английски, сдать ЕГЭ по английскому языку, но, не воспринимая английский на слух и не владея разговорной речью, трудно учиться на переводчика.


Итого,
Введение ЕГЭ затрудняет для учащихся доступ к качественному образованию, возможности выбора и получения профессии.
Аргументы, что ЕГЭ - только инструмент и весь вопрос в том, кто его держит в руках - не принимаются. ЕГЭ разрабатывался для имеющихся в наличии рук, а не для завезённых к нам с Марса.
Овладение учеником методикой сдачи ЕГЭ, закрепление знаний и навыков, проверяемых при помощи ЕГЭ не отделимо от всего школьного процесса образования-развития-воспитания. По отношению к детям выбранная форма экзамена (и вытекающие из неё способы подготовки к нему) не может быть всего лишь нейтральным измерительным инструментом.
Отредактировано: Зверь Мохнатая - 20 июл 2012 21:13:07
  • +0.61 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
20 июл 2012 16:40:45

Приятно почитать мнение грамотного специалиста. Вот только почему Вы воспитание прерогативой педагога считаете? Основа воспитания - в семье. А семья однозначно первична по отношению к школе (за редким исключением).
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Зверь Мохнатая ( Слушатель )
20 июл 2012 16:58:25

Я так не считаю.

Педагоги тоже воспитывают.  :)

"Пара мыслей..." про случившиеся изменения с введением ЕГЭ в учебном процессе. И то в очень узком ключе.
  • +0.59 / 3
  • АУ
 
 
  Зверь Мохнатая ( Слушатель )
20 июл 2012 23:07:43


Не уверена, что поняла правильно, что Вы имели в виду, однако, попробую ответить. Обобщённым и отвлечённым примером. Почти - сказка о маленьком абитуриенте получилась.Улыбающийся

Давайте, пойдём от воспитания в семье.  
Современная подготовка к ЕГЭ - союзник или враг родителей?

Пример условный и грубый:
Предположим, в семье привили ребёнку представления о том, что иметь высшее образование лучше, чем его не иметь, а помогать людям лучше, чем их обижать.  :)

В подростковом возрасте ребёнок задумался, кем хочет быть и решил, что станет психологом либо врачом-педиатром.
Обе профессии относятся к одной сфере: "человек-человек", и уверенная ориентация в какой сфере желает в будущем работать ребёнок - достаточно высокий уровень самоопределения для подростка.
Родители приветствуют решение своего чада и надеются, что знания, полученные в школе, помогут тому в будущем овладеть выбранной профессией.

Теперь ребёнку желательно узнать как можно больше о профессиях, между которыми он выбирает и, может быть, капельку попробовать себя в них. А это - курсы на младшего медбрата, работа вожатым, участие в дружине юных спасателей, работа в школьном научном обществе, общение со знакомыми врачами и психологами... (список возможных приключений маленького абитуриента можно пополнить)

Школьные предметы, на которые стоит делать упор будущему психологу: обществознание, русский, литература, алгебра с геометрией, биология.
Школьные предметы, на которые стоит делать упор будущему врачу: химия, биология, физика, русский, литература.

Логичные родительские требования к школе в данном случае: общее, неспециализированное образование; достаточное время для досуга.

Что изменилось в школе с введением ЕГЭ?
Досуга у детей стало меньше. Теперь за одно и того же учебное время кроме школьной программы надо ещё освоить технологию сдачи ГИА и ЕГЭ.
Специализация стала более ранней.
"Смотри как ты хорошо по истории реферат написал! Ты же у нас - гуманитарий! А не поступишь на психолога, станешь следователем."

Предположим, случилось невероятное. Успевающего ребёнка перевели из престижной школы в менее престижную, где нагрузка поменьше и не требуют немедленно выбирать, что ему нужно учить: физику-математику-черчение, биологию-химию или литературу-историю-обществознание?

К 11 классу ребёнок выбрал спциальность, где сходятся обе его мечты. На каникулах он месяц работал волонтёром в интернате, помогал детям с задержкой психического развитияи и решил - он будет дефектологом!
Родители гордятся его выбором.
Вот только ребёнок ещё не знает дефектологом-педагогом или дефектологом медицинской направленности.
Зимой нужно подавать документы на сдачу ЕГЭ...
Времени для углублённой самоподготовки между выпускными и вступительными экзаменами больше не предусмотрено.
Школе достаточно, если выбранные экзамены ребёнок сдаст на тройку или слабенькую четвёрку.
Большая часть свободного времени в мае и июне будет потрачена на подготовку к последнему звонку и выпускному балу.
  • +0.59 / 3
  • АУ