Тред №445101
новая дискуссия
Дискуссия
214
Взял только что со стола соседа книгу
П.Я. (Петр Яковлевич) Уфимцев, Теория дифракционных краевых волн в электродинамике. Перевод с английского А.В. Капцова. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва, 2007.
Для читателей этой ветки это имя не новость. Именно его книга "Метод краевых волн в физической теории дифракции", опубликованная в СССР в 1962 году, лежит в основе технологии стелс...
Предисловие к английскому изданию 2003 года говорит следующее (выдержки с уместными сокращениями):
Истребитель F-117 Stealth ("невидимка" для радаров) фирмы Локхид и стратегический бомбардировщик В-2 Stealth фирмы Нортроп играют ключевую роль в современных ВВС США.
Эти изделия (примечание: в нашей ядерной отрасли никакое другое слово не употреблялось) были первыми двумя наиболее важными образцами военных самолетов, в которых используются принципы разработанной Петром Уфимцевым физической теории дифракции (ФТД). Бен Рич, кто руководил легендарным проектом Локхида, ссылается на теорию Уфимцева как на "краеугольный камень, позволивший осуществить прорыв в в техгологии Стелс. В компании Нортроп мы были такими энтузиастами ФТД, что иногда напевали хором "Вперед, Уфимцев" на мотив "Вперед, Висконсин".
И до сегодняшних дней эта довольно абстрактная физика и математика, разработанные приятным и скромным джентльменом Старого Света, оказывает влияние на военную стратегию и тактику.
....
Профессор Уфимцев, урожденный русский, кто теперь живет в Лос-Анджелесе, работал в советском институте в Москве, когда в 1962 опубликовал свою теорию. Однако СССР не оценил в полной мере значение ФТД и не воспользовался теми преимуществами, которые она предоставляла.
....
ФТД это фундаментальная теория, докзавшая свою практическую ценность, и она получила изветность как в Локхид, так и Нортроп как дифракционная теория, действительно способная решать важные техничекие задачи ("industrial-strength" diffraction theory).
------------------
Ну что к этому добавить?
Дополню комментарием переводчика первой книги Уфимцева:
Задолго до того, как я начал работать в конторе ФТД, я услышал легендарную историю, как советский ученый разработал теорию, которая была калькой дизайна самолета, невидимого для радиолокаторов. Так родились американские проекты Harvey и Have Blue и возникла легенда, способная затмить все, что может выдумать сам Том Клэнси.
В интеллектуальном сообществе имя Уфимцева стало почти мифическим. Имя, так как тогда никто не знал, кто этот загадочный человек. Мы могли только гадать, по каким секретным маршрутам и в какой шинели он ходит по утрам на службу...
И тут же встали критические вопросы: а насколько советские ушли от нас? Мы легко соглашались с тем, что русские физики и математики были высочайшего класса....
В нашем быстро меняющемся мире я впервые увидел этого человека на семинаре в AFIT (Air Force Institute of Technology) и даже если когда то он носил шинель, он уже был не в ней. Державшийся в стороне от политики Уфимцев не интересовался темными очками и фетровыми шляпами и секретными коридорами. Его воодушевляли исключительно лекции о черных телах и представление отраженных радарных лучей в виде ежиков, а самого самолета в виде ежика с причесанными взад иголками. Это было безошибочно.
Вот так вот...
Рядовой читатель, листнувший книгу Уфимцева, никак это пособие по ТФКП, методу Винера-Хопфа-Фока (это квинтэессенция ТФКП, в стандарных учебниках его нет) и спецфункциям не оценит... А слова выше о ежиках более чем хороши: природу не обмануть и самолет не отражать не может. Вопрос: куда? Ответ: не в радар. Аминь.
Отредактировано: Dobryаk - 26 июл 2012 18:04:27