РИА Новости:Ледокол "Капитан Драницын" отправился в ночь на субботу из мурманского порта в
экспедицию по уточнению высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике.В четверг ледокол вышел на рейд, где его загрузили топливом,
в пятницу на борту весь день шли необходимые проверки.
В субботу ледокол дойдет до норвежского Киркенеса, где находится ледокол "Диксон".
Там они пробудут пару дней и приблизительно шестого августа
будут на траверзе Мурманска, откуда уже отправятся в Арктику.
Исследования должны завершить цикл многолетних исследований хребта Менделеева,
расположенного в центральной части Северного Ледовитого океана. В случае, если ученым удастся доказать, что эти хребты - продолжение континентального
шельфа России, у страны появится приоритетное право на разработку этих ресурсов, объем
которых, по данным Минприроды, может достигать 5 миллиардов тонн условного топлива.
В прошлые годы работы на арктическом шельфе проводил флагман Арктического
и антарктического научно-исследовательского института - ААНИИ "Академик Федоров"
при помощи атомных ледоколов ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом".
В этом году по соображениям экономии было принято решение сначала отказаться
от атомного ледокола, а затем и от "Федорова".
Впервые исследования шельфа будут проводиться с помощью дизель-электрических ледоколов."Диксон" будет оснащен буксируемой сейсмической косой, а на "Драницыне" будет средство
пробоотбора, в том числе буровая установка донного базирования.
В августе специалисты экспедиции проведут сейсмические работы, а в сентябре начнут бурение
и отбор проб коренных донных пород на шельфе. Завершение экспедиции запланировано на конец сентября - начало октября.
В состав экспедиции вошли три гидрографа из Государственного научно-исследовательского
навигационно-гидрографического института.
Начальник экспедиции - заместитель директора по геоэкологии ФГУНПП "Севморгео" Олег Корнеев.
Дизель-электрический ледокол "Капитан Драницын" является линейным ледоколом
типа "Капитан Сорокин", построен на финской верфи "Вяртсиля", спущен на воду 2 декабря 1980 года.
"Диксон" также построен на "Вяртсиля" в 1983 году, является дизельным ледоколом
типа "Мудьюг" мощностью 13 тысяч лошадиных сил.
Его ширина составляет 21,4 метра, осадка - 6,5 метров.
Россия с 2001 года претендует на богатый углеводородами участок шельфа, включающий
хребты Ломоносова и Менделеева, однако ее заявка была отклонена
в связи с недостатком информации. Для доказательства своих прав России необходимо предоставить в комиссию ООН
по морскому праву данные двух видов:
- геологические образцы коренных пород хребтов, которые можно получить только
с помощью бурения, а также
- геофизические данные по результатам сейсмоакустического профилирования.
Главным заказчиком работ по уточнению границ континентального шельфа в Арктике
является Минприроды и Роснедра. Главным исполнителем ранее выступал Государственный научно-исследовательский
навигационно-гидрографический институт - ГНИНГИ совместно с ААНИИ,
Росатомфлотом, ОАО "Севернефтегаз", ОАО "Гидро-Си", ФГУП "ВНИИОкеангеология",
ЗАО "Газавиа" и компанией ION-GXT, предоставившей уникальное оборудование
для научно-исследовательского судна "Академик Федоров".
В этом году упор будет сделан на бурение - ФГУНПП "Севморгео", входящее в состав Федерального агентства по недропользованию
Минприроды, в начале 2012 года
получило лицензию на исследование хребта Менделеева и отбор проб коренных донных пород.