http://www.terra-ame…oroni.aspxПисатель Олег Дивов пишет:
ЦитатаКак вписывается в эту картину вооруженный гражданин? Не лишний ли? Зачем он нужен со своим пистолетом, когда против преступников работает огромная машина, которая не так уж плоха даже сегодня, а в недалеком будущем достанет каждого?
Увы, нужен. Или, к счастью, нужен – это уж как посмотреть.
Новый всемирный тренд, о котором недавно писал Кирилл Бенедиктов – «террорист-одиночка». У него нет криминальной истории, он не оставляет сколько-нибудь отчетливых сигналов тревоги в соцсетях, а по жизни выглядит хоть тихоней-придурком, хоть шумным психом, но только не тем психом, который запланировал на завтра массовую бойню. В отличие от белорусских подрывников, он не развлекается маленькими бомбочками прежде, чем рвануть большую. Он сразу идет ва-банк.
Поэтому он очень трудно отслеживается до момента совершения преступления.
Потом его, конечно, схватят, может, даже через шесть минут. Но нам, покойникам, это будет уже неинтересно. Однако, нам все-таки заранее обидно, что государство и его институты, а также отдельные частные лица и общественное мнение в целом, создавшие условия для успеха террориста, откажутся разделить с ним ответственность за нашу гибель.
Да они просто не поймут, в чем тут их вина.
Это естественно: они никогда не готовы к вызовам нового времени.
А мы – готовы?
Битком набитый кинотеатр – не лучшее место для выяснения отношений на пистолетах. Мало ли, кому что в голову взбредет, подумали добрые люди, и объявили кинотеатр «guns-free». Сначала все было хорошо, потом пришел Колорадский Джокер, спокойно встал перед экраном и открыл огонь.
Сейчас уже известно, что в зале сидело несколько человек, стрелковая подготовка которых позволяла свалить такую удобную мишень за пару секунд, несмотря на общую суматоху и недостаточную видимость. И случайные ранения от «дружественного огня» стоили бы куда дешевле поминальных свеч.
Брейвик тоже был удобной мишенью.
Он не залег в кустах, не полез на крышу, вообще никак не пытался усложнить задачу потенциальному противнику. И это роднит его с Джокером куда серьезнее, чем остальные признаки сходства, вместе взятые.
Еще раз: они были удобными мишенями. Но оба точно знали, что никто не выстрелит в ответ. Общество сделало все возможное, чтобы Брейвику и Джокеру было где развернуться.
Да, конечно, то же самое общество продало им оружие – а могло бы не продавать. Только, если кинотеатр грамотно поджечь, оттуда вообще никто не выйдет. Кстати, статистика по «маньячным» поджогам, взрывам и газовым атакам страшнее, чем цифры по массовым расстрелам. Но каждый новый расстрел – хороший повод для шумной дискуссии на тему «их нравы» и «русским нельзя давать пистолеты».
А поджог – не повод. Если бы «Хромую лошадь» спалили нарочно – о чем был бы спор? О снятии моратория на смертную казнь?..
Теперь представим, что в клуб зашел местный евсюков.
По большому счету, внутренняя разница между двумя любыми «стрелками-одиночками» только в мотивах. Но кому какое дело до мотивов, когда тебя убивают. Стрелок на крыше – это плохо. А стрелок в нескольких метрах по прямой, со стволом, повернутым от тебя – хорошо. Это шанс спасти тех, кто пока уцелел. Потому что до приезда полиции – целых шесть минут, шесть страшных минут. Но, к счастью, твоя страна дала тебе право надеяться на себя, и еще на того парня с пистолетом…
Увы, рассмотреть ситуацию под таким углом мешают те самые страхи.
За ними действительно кроется нечто большее, чем хоплофобия. Эти страхи намного глубже и серьезнее, и они пронизывают все общество. От них свободна разве что властная верхушка, которая живет сама по себе в Кремле из слоновой кости, плохо представляет, чем народ дышит, и выходя изредка купить квас и жвачку, забывает снять розовые очки.
Страх перед личной ответственностью за судьбу страны. Боязнь себя в целом, глубокая неуверенность в себе. Боязнь серьезных перемен, наконец.
Длинная интересная статья.