О мусульманской духовности, отношении верующих россиян к событиям на Ближнем Востоке и вкладе отечественных богословских школ в мировое развитие ислама рассказал председатель Совета муфтиев России шейх Равиль-хазрат Гайнутдин
Гость в студии "
Голоса России" - шейх Равиль-хазрат Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Европейской части России.
Интервью ведет Петр Журавлев.
Журавлев: Я приветствую высокого гостя, председателя Совета муфтиев России, главу Духовного управления мусульман Европейской части России, шейха Равиля Гайнутдина. Равиль-хазрат, здравствуйте!
Я позволю себе сначала поздравить вас с только что прошедшим праздником и процитирую ваше интервью, данное накануне празднования Уразы-Байрам: "Перед началом священного Рамадана произошла трагедия в городе Казани - убит религиозный деятель, ранен представитель Духовного управления мусульман республики. Мусульмане будут усердно молить Всевышнего Аллаха даровать мир и стабильность в нашем многонациональном, многоконфессиональном государстве", - сказали вы. И упомянули, что в течение священного месяца Рамадан мы наблюдали, что во многих регионах проливается кровь.
Что случилось? Люди перестали бояться Бога?
Гайнутдин: Мир очень сложен. В душе все говорят: "Мы верующие". Но "верующий" означает, что в душе должна быть богобоязненность. Видимо, у тех, кто совершает преступления, кто совершает террористические акты, проливает кровь, приносит горе семьям, нет богобоязненности. Вера только на языке, ее нет в душе.
Поэтому мы и говорим: все преступления совершаются преступниками, совершаются во имя определенных целей - это или месть, или способ дестабилизации внутри мусульманской уммы, общества, государства, или есть определенные силы, которые вообще хотят дискредитировать ислам и мусульман.
Поэтому я считаю: верующий человек, если он получает духовные наставления, читает священный Коран, старается осмысливать сказанное Всевышним, хочет следовать сунне, призыву нашего пророка, он должен понимать, что убийство человека - это величайший, тягчайший грех в исламе. Только сам Всевышний Аллах дает жизнь, и только он имеет право отбирать. И проливать кровь, совершать зло - это означает, что ты совершаешь грех, за который должен отвечать перед Всевышним Господом.
Да, возможно, в этом мире он не получит наказания за содеянное, если его не найдут, но наказание перед Богом, перед Всевышним будет обязательно, так как каждое деяние человека записывается в его книге деяний. Он это обязательно увидит, найдет.
Журавлев: Что послужило причиной убийства религиозного деятеля в Казани? Как поднялась рука именно на религиозного представителя?
Гайнутдин: Не только в Татарстане случались такие трагедии. Мы потеряли муфтиев и десятки имамов на Северном Кавказе.
Журавлев: Уже больше 30 только за последнее время.
Гайнутдин: К сожалению, люди, которые считают себя мусульманами, поднимают руку, убивают священнослужителей ислама, то есть своих духовных наставников. Это произошло в Республике Татарстан, убит религиозный деятель.
Почему это произошло? Да, мы знаем, внутри мусульманской общины Татарстана есть серьезный конфликт, есть противоречия. И мы всегда отмечаем, что нельзя очень быстро, непродуманно вешать на мусульман ярлыки.
Нельзя обвинять тех, кто учился за рубежом, получил богословское образование, вернулся в свою страну и с огромным желанием хочет служить исламу, мусульманам, своему народу. Нельзя их считать врагами своего народа. Нельзя именно из-за того, что они учились за рубежом, отстранять их от работы, увольнять, оставлять без возможности содержать семью, многочисленных детей.
Если ты носишь духовный сан, если ты руководитель Духовного управления, ты несешь огромную ответственность перед верующими, перед священнослужителями ислама, которыми ты управляешь, и, конечно, перед обществом, перед государством.
Конфликт назревал. И ошибка руководства Духовного управления Татарстана есть, и это очевидно. Но любая ошибка исправима. Это никому не дает права поднимать руку на священнослужителя. Если ты не согласен с позицией, с политикой этого руководителя, у тебя есть демократический выбор, который нам показал наш пророк, - это выборы.
На следующих выборах вы не выбирайте этого руководителя, не доверяйте ему. Вы можете выбрать достойного среди достойных. Поэтому я категорически осуждаю тех, кто поднимает руку, кто проливает кровь и убивает не только священнослужителей, любых людей...