Обсуждение космических программ
9,144,288 41,210
 

  skroznik* ( Слушатель )
13 сен 2012 20:30:23

Тред №464110

новая дискуссия Дискуссия  235

Вернусь к теме о Луне

Конец 1968 года - 1969 год - первый облет Луны американцами и две высадки на Луну. Я приведу для сравнения что в это же время и наша пилотируемая программа высадки на Луну не стояла на месте - но ее преследовали страшние неудачи... - почему? Это отдельная песня.

А ведь не многие и до сир знают что СОЮЗ, ныне к стыду нашему до сих пор здравствующий, - это корабль из советской лунной пилотируемой программы (орбитальный блок)...

К стыду нашему, Россия уже 27 лет не запускала объекты на межпланетные трассы... Секрет утерян?

Обратите внимание на пункт 9 - соревнование между СССР и США быть первым хотя бы в облете Луны шло буквально на дни...

Через пол-года ситуация повторится. Наша автоматическая станция должны была доставить лунный грунт на Землю всего на несколько часов раньше приводнения Аполлона-11, но... она потерпела катастрофу при посадке на Луну.

Краткая хронология практической реализации советской лунной пилотируемой программы:

  • Космос-146 (10.03.1967) Испытания прототипа лунного корабля "Союз-7К-Л1П". Корабль выведен на расчетную орбиту, а затем - на траекторию полета к Луне. Дальнейшее управление полетом и возвращение корабля не планировалось.

  • Космос-154 (08.04.1967) Испытания прототипа лунного корабля "Союз-7К-Л1П". Корабль успешно вышел на околоземную орбиту, но вследствие отказа разгонного блока не перешел на траекторию полета к Луне и сгорел в атмосфере через двое суток после запуска.

  • ? (27.09.1967) Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1" - попытка облета Луны. При запуске отказал один из двигателей первой ступени ракеты-носителя "Протон", и ракета упала в 65 км от космодрома. Система аварийного спасения сработала нормально и спасла спускаемый аппарат корабля.

  • ? (22.11.1967) Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1" - вторая попытка облета Луны. Отказ ракеты-носителя "Протон" через четыре секунды после запуска второй ступени. Система аварийного спасения заглушила двигатели носителя и спасла спускаемый аппарат. Носитель упал в 300 км от космодрома.

  • Зонд-4 (02.03.1968) Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1". Корабль был выведен на эллиптическую орбиту с апогеем 330000 км, обращенным в сторону, противоположную текущему положению Луны. При возвращении корабля на Землю перед входом в атмосферу отказала система ориентации, вследствие чего не удалось осуществить планировавшийся сложный аэродинамический маневр в атмосфере с приземлением на территории СССР. Корабль снижался с перегрузками до 20g и был взорван на высоте 12 км над Гвинейским заливом, т.к. в том районе не оказалось советских судов и существовали опасения, что приводнившийся корабль может попасть в руки американцев. Официально было объявлено, что цель полета состояла в изучении дальнего околоземного пространства и отработке бортовой аппаратуры.

  • ? (22.04.1968) Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1". При выведении корабля на околоземную орбиту произошло ошибочное срабатывание системы аварийного спасения после 260 секунд полета. Спускаемый аппарат благополучно приземлился.

  • Зонд-5 (15.09.1968) Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1". Первое возвращение космического аппарата на Землю после облета Луны. 18 сентября корабль прошел над обратной стороной Луны на расстоянии 1 950 км. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии. Перед входом в атмосферу вследствие ошибки наземного оператора вышла из строя система ориентации, и корабль снижался по баллистической траектории с перегрузками до 20g. Корабль приводнился в Индийском океане 21 сентября, был подобран советскими военными кораблями и через Бомбей доставлен в СССР. Согласно сообщениям, за время полета черепахи потеряли до 10% массы тела, но сохранили активность и хороший аппетит.

  • Зонд-6 (10.11.1968) Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1". На борту находилась аппаратура для регистрации космических лучей и микрометеоритов, фотографическое оборудование и биологические объекты. 12 ноября была выполнена коррекция траектории, и 14 ноября корабль прошел над обратной стороной Луны на расстоянии 2 420 км. Был получен ряд фотографий поверхности видимой и оборотной стороны Луны с расстояния от 11 000 до 3 300 км. При возвращении к Земле после облета Луны произошла разгерметизация кабины, что повлекло бы фатальные последствия для экипажа при пилотируемом полете. При входе в атмосферу корабль впервые успешно выполнил запланированный сложный аэродинамический маневр: первый вход в атмосферу произошел над Антарктидой, при этом скорость спускаемого аппарата уменьшилась с 11 км/с до суборбитальной, и за счет аэродинамических сил корабль вновь поднялся в космос. Окончательный вход в атмосферу произошел над территорией СССР. На последнем участке полета произошло преждевременное открытие парашютов, и спускаемый аппарат разбился.

  • ? (08.12.1968) Несостоявшийся пилотируемый облет Луны. 7 декабря 1968 года открывалось очередное окно для запуска корабля к Луне. Поскольку на декабрь был намечен запуск американского корабля Apollo-8, имевший целью первый пилотируемый облет Луны, в СССР разгорелись дебаты о целесообразности полета человека на следующем корабле Л-1. Космонавты, проходившие подготовку для этой миссии (основной Беляев и дублер Быковский) обратились в Политбюро, заявляя что они готовы рисковать, и что вероятность успеха в полете с человеком на борту выше, чем в автоматическом варианте. В результате был принято решение о первом пилотируемом полете корабля "Союз-7К-Л1", который должен был начаться 8 декабря и продлиться 6 дней. После того, как носитель "Протон" с кораблем был установлен на стартовой площадке, возник ряд проблем с ракетой-носителем. Прежде, чем эти проблемы могли были решены, окно для запуска закрылось и американцы на Apollo-8 первыми совершили облет Луны.

  • ? (20.01.1969) Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1". Авария носителя "Протон": отказ одного из двигателей второй ступени. Согласно одним источникам, корабль погиб вместе с носителем, по другим - система аварийного спасения сработала, и спускаемый аппарат корабля совершил мягкую посадку в Монголии.

  • Н-1 №1 (21.02.1969) Первый испытательный пуск сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1, разработанной для доставки космонавта на Луну. Ракета заметно уступала по проектной грузоподъемности американской ракете "Сатурн-5". Полезной нагрузкой служил модифицированный лунный корабль "Союз-7К-Л1А". Планировался полет корабля с выходом на лунную орбиту и возвращением на Землю. Сразу после старта в газовую турбину турбонасосного агрегата одного из двигателей попали мелкие металлические частицы, которые вызвали сильную вибрацию и разрушение топливных трубопроводов через 68 секунд после старта. В хвостовом отсеке возник пожар, и ракета была взорвана по команде с Земли. Система аварийного спасения спасла спускаемый аппарат лунного корабля. Остатки ракеты упали в 45 км от космодрома.

  • Н-1 №2 (03.07.1969) Второй испытательный пуск ракеты-носителя Н-1. Полезной нагрузкой служил модифицированный лунный корабль "Союз-7К-Л1С". Планировался облет Луны с фотографированием лунной поверхности. За четверть секунды до отрыва от стартового стола в кислородный насос одного из двигателей попал посторонний металлический предмет. Насос разрушился, металлическими обломками перебило бортовую кабельную сеть и возник пожар. Это привело к серии взрывов других двигателей и повреждению системы управления. Через 0.5 секунды после отрыва от стартового стола система управления начала выключать ЖРД NN 7,8,19,20. На 9 секунде полета, когда ракета достигла высоты 200 метров, были выключены двигатели 21 и 9. Почти сразу после этого отключились все остальные двигатели, кроме ЖРД N18, который продолжал работать. На 15 секунде полета была задействована система аварийного спасения корабля. Накренившись на 45 градусов (из-за продолжавшего работать ЖРД N18), полностью заправленная ракета через 23 секунды после запуска рухнула на стартовый комплекс, практически уничтожив его и незначительно повредив соседний, расположенный в 500 метрах. Обломки носителя разбросало в радиусе 1 км. Система аварийного спасения спасла спускаемый аппарат лунного корабля, который благополучно приземлился в километре от пожара. На восстановление стартового комплекса потребовалось полтора года.

  • Зонд-7 (08.08.1969) Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1" - полностью успешный полет. Официальные цели полета - дальнейшее исследование Луны и окололунного пространства, получение цветных фотографий Луны и Земли с различных растояний, а также испытания бортовых систем. 11 августа корабль прошел на расстоянии 1984.6 км над поверхностью Луны и провел два сеанса фотосъемок. При возвращении корабль успешно выполнил аэродинамическое маневрирование в атмосфере и приземлился на территории СССР в 50 км от расчетной точки.

  • ? (28.11.1969) Испытания разгонного блока для лунной экспедиции. Полезная нагрузка - модифицированный лунный корабль "Союз-7К-Л1Е", который был оснащен телекамерами для наблюдения за разгонным блоком. Отказ первой ступени при запуске. Программа полета была выполнена через год (Космос-382).

  • Зонд-8 (20.10.1970) Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1" - последний испытательный полет. Официальные цели полета - дальнейшее исследование Луны и окололунного пространства, а также испытания бортовых систем. 24 октября корабль пролетел в 1110.4 км от поверхности Луны. Получены черно-белые и цветные фотографии лунной поверхности. Проводились научные исследования. В отличие от предыдущих полетов, "Зонд-8" вошел в земную атмосферу над северным полушарием Земли (для наблюдения за входом с наземных станций слежения на территории СССР) и после аэродинамического маневра совершил посадку в заданном районе Индийского океана (в 15 км от ожидающего его судна) 27 октября.

  • Космос-379 (24.11.1970) Первые испытания лунного посадочного модуля Т2К на околоземной орбите. Модуль совершил на орбите ряд маневров, имитирующих спуск к Луне и подъем с лунной поверхности, а также маневрирование, подобное проводимому при сближении и стыковке с основным кораблем. Испытания были успешными. Модуль сгорел в атмосфере 21 сентября 1983 года.

  • Космос-382 (02.12.1970) Испытания разгонного блока для лунной экспедиции. Полезная нагрузка - модифицированный лунный корабль "Союз-7К-Л1Е", который был оснащен телекамерами для наблюдения за разгонным блоком. На околоземной орбите выполнен ряд маневров, имитирующих разгон к Луне и выход на окололунную орбиту.

  • Космос-398 (26.02.1971) Испытания лунного посадочного модуля Т2К на околоземной орбите. Программа полета была аналогична программе полета "Космос-379". Официальная цель полета - исследование верхних слоев атмосферы и космического пространства.

  • Н-1 №3 (26.06.1971) Третий испытательный пуск ракеты-носителя Н-1. Ракета подверглась существенным доработкам с учетом прошлых аварий. Полезной нагрузкой служили макеты лунного корабля и лунной кабины. С момента отрыва от стартового комплекса и до конца полета все 30 двигателей первой ступени работали устойчиво. Однако из-за неучтенных газодинамических процессов возникло вращение, с которым пыталась справиться система управления. Огневые струи двигателей складывались в общий факел так, что вокруг продольной оси ракеты создавался крутящий момент. Уже к восьмой секунде полета, на высоте около 250 метров рулевые сопла встали на упоры, так и не сумев парировать возмущение по крену. К 15 секунде отклонение достигло 8 градусов. Скорость и угол поворота постоянно возрастали. Начиная с 39 секунды система управления была уже не в состоянии стабилизировать носитель по осям. На 48 секунде из-за выхода на закритические углы атаки началось разрушение ракеты в области стыка блока "В" и головного обтекателя. Головной блок отделился от ракеты и начал разрушаться. На 51 секунде полета, когда угол поворота достиг 60 градусов, по команде от концевых контактов гироплатформы наконец выключились все ЖРД первой ступени. Ракета была подорвана по команде с Земли, ее остатки упали в 20 км от стартовых сооружений, которые не пострадали. Работа системы аварийного спасения не планировалась.

  • Космос-434 (12.08.1971) Последние испытания лунного посадочного модуля Т2К на околоземной орбите. Десять лет спустя "Космос-434" стал падать на Австралию - вскоре после "Скайлэба". Советский Союз заявил, что у жителей Австралии нет повода для беспокойства, т.к. данный аппарат - всего лишь экспериментальная лунная кабина: первое официальное признание о существовании советской пилотируемой лунной программы.

  • Н-1 №4 (23.11.1972) Четвертый и последний испытательный пуск ракеты-носителя Н-1. Многие системы ракеты были доработаны. В частности, для улучшения управляемости по крену на первой и второй ступенях вместо выхлопных рулевых сопел были установлены рулевые ЖРД. Полезной нагрузкой был корабль "Союз-7К-ЛОК" (лунный орбитальный корабль). До 107 секунды полет проходил нормально. В этот момент, за 7 секунд до отделения первой ступени, для уменьшения ускорения по программе должны были быть выключены шесть центральных двигателей. Сразу после этого взорвался двигатель номер 4. Практически сразу же стала разрушаться первая ступень. Ракета была подорвана по команде с Земли до отделения и запуска второй ступени. Причины аварии до конца не ясны. Главный конструктор Мишин винил двигателистов. Конструктор двигателей Кузнецов утверждал, что двигатели тут ни при чем: из-за резкого прекращения подачи топлива произошел гидравлический удар, повлекший разрыв трубопровода и взрыв двигателя. Все сходились на том, что полет мог бы закончиться успешно, если бы первая ступень была бы немедленно выключена и отделена. Однако система управления не предусматривала подобного отделения. В мае 1974 года программа Н-1 была окончательно свернута.
    • -0.28 / 12
    • АУ
    ОТВЕТЫ (8)
     
     
      НАлЕ ( Слушатель )
    13 сен 2012 20:48:47

    Надеюсь, что эта простыня не в подтверждение мифических нескольких десятков полетов Союзов в беспилотном варианте. до того, как начались пилотируемые.  ;)Веселый
    • +0.08 / 3
    • АУ
     
      Портос ( Слушатель )
    13 сен 2012 21:05:03

    Почему же "к стыду", американцы за полёт на нём деньги платят, вот где стыдоба.(И японцы тоже, и европейцы.)


    И сравнивать "Союз" нынешний с первыми, это как GOLF-7, и первый. Совершенно приличная машина.
    • +0.14 / 5
    • АУ
     
      Liss ( Слушатель )
    13 сен 2012 23:40:07

  • Нет ни одного достоверного свидетельства о том, что такой полет дошел до стадии испытанного на технической позиции корабля и вывоза ракеты на старт. Ни один человек из числа служивших на Байконуре в описываемый период времени не сообщает о такой подготовке, не говоря уже об официальной истории РКК "Энергия", мемуарах Б.Е.Чертока и дневниках Н.П.Каманина.
    Василий Павлович Мишин, конечно, был техническим авантюристом, допустившим полет Комарова на абсолютно сыром корабле, но самоубийцей он не был. А выходить в Политбюро с предложением о пилотируемом облете после того, как у "Зонда-6" прошел преждевременный отстрел парашюта, и он разбился в лепешку прямо на территории космодрома Байконур, было именно что политическим самоубийством.
    А самое удивительное, что США приняли окончательное решение о выводе "Аполлона-8" на окололунную орбиту во время полета "Зонда-6", но до его потери. Фактически -- пошли на авантюру сами, потому что боялись проиграть.
    • +0.14 / 5
    • АУ
     
     
      skroznik* ( Слушатель )
    16 сен 2012 17:52:16

    Каманин пишет в основном о подготовке космонавтов, причем часто мастерски заметает под ковер нелицеприятные вещи. Но пусть так - я тоже такого эпизода там не припомню в его дневниках - хотя давно читал их.
    Черток же упоминает об этом событии вскользь - касаясь только катастрофы 20 января 1969 года.

    Я не буду настаивать - вывозилась или нет ракета на старт - ибо не суть важно где были обнаружены неисправности в РН ПРОТОН - на старте или в МИК-е. Важно что старт планировался (при разрешении ЦК), но не состоялся он по техническим причинам в РН. Но даже если бы разрешение на полет было бы получено от ЦК - нам все равно не светило бы первенство в пилотируемом облете Луны. Ибо после устранения недостатков (уже после полета Аpollo 8 ) было решено провести старт этой системы в беспилотном варианте - полет закончился катастрофой РН. Корабль был спасен САС.
    Впрочем, как и в версии с вывозом РН на старт, существует и другая версия - погиб и сам КК 7К-Л1.
    • +0.01 / 4
    • АУ
     
     
     
      Liss ( Слушатель )
    16 сен 2012 18:23:28

    Именно против этого заявления я и выступаю -- оно не подтверждено ни одним авторитетным источником. Только безответственные тексты на неизвестных сайтах и форумах без указания конкретного источника информации.
    • +0.10 / 3
    • АУ
     
     
     
     
      skroznik* ( Слушатель )
    16 сен 2012 18:25:57

    Антон ПЕРВУШИН. БИТВА ЗА ЛУНУ:  ПРАВДА И ЛОЖЬ О «ЛУННОЙ ГОНКЕ»

    Конкретно - здесь:

    К концу 1968 года стало ясно, что США могут опередить СССР в первом полете к Луне. И тогда члены трех «лунных» экипажей (Алексей Леонов и Олег Макаров, Валерий Быковский и Николай Рукавишников, Павел Попович и Виталий Севастьянов) обратились с письмом в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь к Луне в ближайшие дни, невзирая на аварии. Они мотивировали свое решение тем, что надежность корабля заметно возрастет, если на его борту будут находиться космонавты.

    В первых числах декабря космонавты вылетели на космодром и находились там в течение недели, надеясь, что поступит срочное указание о запуске. Однако его так и не последовало — в ЦК КПСС решили не рисковать.
    (c)
    • -0.10 / 6
    • АУ
     
     
     
     
     
      Liss ( Слушатель )
    16 сен 2012 18:34:03


    Антон Первушин -- талантливый беллетрист, и этот эпизод включил в книгу явно для красоты. Сравните с сухими записями Н.П.Каманина за 26 ноября ("Нет, мы не будем пытаться осуществлять такой полет в декабре этого года, более того, мы не планируем выполнить его раньше февраля-марта 1969 года" ) и за 28 ноября (деловое обсуждение подготовки к полету "Союза-4" и "Союза-5" ).
    • +0.05 / 3
    • АУ
     
     
     
     
     
     
      skroznik* ( Слушатель )
    16 сен 2012 18:49:04

    В этих записях как раз содержится даже не коссвенное а явное подтверждение того, что было другое мнение - иначе бы он не возражал "Нет, мы не будем пытаться осуществлять такой полет в декабре..."
    • -0.09 / 7
    • АУ