Рождённая временем
В 1906-1908 гг Российскую империю захлестнула волна террора и бандитизма. Однако вся «прогрессивная» печать объявила их «революционным насилием» и... интеллигенция – «совесть» нации! – пришла в неописуемый, с упоением восторг. Хладнокровные убийцы стали кумирами очень «рукопожатных» интеллигентов. Одухотворённость не мешала театральным примам водить дружбу с налётчиками-экспроприаторами.
Что это? Необъяснимое, сугубо иррациональное временное коллективное помешательство? Или всё-таки результат направленного действия умелой пропагандистской кампании?
США вступали в Первую мировую, не имея армии для отправки в Европу: её ещё только предстояло набирать из добровольцев. Требовалось как-то разом подвигнуть многие сотни тысяч людей, чтобы они вдруг вознамерились воевать. И тут очень кстати мировая пресса прознала об одном из самых ужасных немецких преступлений той поры: у них имелись заводы по переработке человеческих трупов – своих и, главным образом, чужих убитых, подобранных на полях сражений – на всяческие масла и жиры. Мировое сообщество взорвалось от гнева, и возбуждённых добровольцев в Штатах нашлось достаточно.
Лишь в 1925 году стало известно, что всю эту жуткую историю с переработкой трупов специально выдумали британские военные пропагандисты, а запустили её именно с прицелом на американский «рынок» через самую престижную и уважаемую британскую газету
The Times (владелец которой – лорд Нортклифф – в конце войны уже даже официально отвечал за всю британскую военную пропаганду на заграницу).
Что это было? Некоторое злоупотребление обычной в военное время злонамеренностью? Или всё-таки элемент дальнейшего развязывания (раскручивания) войны?
В Нюрнберге, как известно, помимо «основного» процесса состоялась в 1946-1949 гг ещё дюжина «сопряжённых» (
subsequent) процессов. Одним из первых среди них стал процесс над врачами. Им в первую очередь вменяли в вину проведение бесчеловечных опытов, нередко с летальным исходом, над живыми людьми (главным образом заключёнными из концлагерей), в том числе и в области психиатрии. По решению трибунала семерых обвиняемых казнили, пятеро получили пожизненное заключение и четверо сроки от 10 до 20 лет (всего обвиняемых было 23, семеро оправданы). Суровость приговоров лишь подчёркнула тяжесть совершённых преступлений.
И при этом одним из главных свидетелей/экспертов обвинения на процессе выступил никто иной, как американец шотландского происхождения д-р Дональд Камерон. В то время уже одно из мировых светил в областии психиатрии, в 1952-1953 гг руководитель Американской психиатрической ассоциации, а в 1961 даже Президент Всемирной психиатрической ассоциации. Но сегодня-то известно, что уже тогда, во время Нюрнбергского процесса он в рамках проектов спецслужб США занимался точно тем же, чем и подсудимые, и, более того, продолжал эту тайную преступную деятельность в рамках программы Управления научной разведки ЦРУ MK-ULTRA. В 1950-х на его программу выделялось в неподотчётное пользование около 10% бюджета ЦРУ. Незаконные опыты над живыми людьми проводились в первую очередь в Канаде, в Монреальском
Allan Memorial Institute, т. е. вне юрисдискции США. (В силу этой детской хитрости никто из виновных никогда перед справедливым американским судом не предстал.) В нашем знаменитом фильме «Мёртвый сезон» действие перенесено в Европу, а прототипом полковника Ладейникова нарочито выбран реальный советский разведчик Молодый, который никогда против МК-УЛЬТРА не работал; но в остальном всё в фильме весьма близко к правде: у Камерона под крылом трудилось несколько бывших нацистских учёных, которых в рамках операции «Скрепка» американские спецслужбы вывезли к себе в США.
Что же имело место в Нюрнберге? Справедливый суд Истории? Или всё-таки пошлый суд победителя?
Не претендую на то, что у меня на заданные вопросы есть готовые ответы, да и места для них здесь явно недостаточно.
Но зато, думаю, достаточно очевидно: суд только над строго ограниченным числом (проигравших) преступников – это суд победителя; суд над всеми без исключения, кто совершил деяния, подпадающие под те или иные юридические квалификации – это суд Истории.
Думаю, не менее очевидно: когда принуждают только проигравший (немецкий) народ к покаянию перед человечеством за развязывание и ужасы войны – это суд победителя. Когда выявляют все факторы и всех действующих лиц, способствовавших подготовке, началу и ужасам ВМВ – это суд Истории.
Не так очевидно, видимо, то, что любой народ в массе своей легко поддаётся влиянию пропаганды, практически безоружен перед ней и потому, оказавшись под её непрерывным воздействием, уже не несёт ответственности за свои действия; примерно так же не может её нести человек в невменяемом состоянии. Единственный сегмент «непосвящённого» в пропагандистские секреты общества, который бесспорно не имеет права на такую «поблажку» в наших суждениях – это интеллигенция, все те, кто на профессиональном уровне были обучены навыкам и овладели искусством чтения, осмысления и здравомыслия.
Из всех перечисленных выше кирпичиков попробую теперь сложить собственно мысль.
В последние десятилетия сначала Советский Союз, а потом Россия потерпели поражение в двух войнах. Первый раз – в 1985-1989 гг в заключительной стадии ВМВ (Холодной войне) и сразу следом второй раз – в 1991-1998 гг в «Приватизации» советской экономики.
Обе эти войны оказались для страны колоссально разрушительны. Обе сопровождались на протяжении десятилетий массированной, невиданной по масштабу пропагандистской обработкой с обеих сторон. Обе были кем-то сознательно развязаны. В обеих было совершенно множество преступлений.
И вот когда в связи с этими двумя войнами я слышу в «цивилизованном» и «просвещённом» мире обвинения ТОЛЬКО в адрес СССР/России (или только нацистской Германии и СССР) – я понимаю, что это похабный суд победителя.
И потому когда эти же обвинения звучат уже внутри самой России из уст определённой части российской интеллигенции – я понимаю, что ей не будет за это прощения: она продалась победителю своего народа; сознательно, бессознательно у неё так получилось – не имеет в данном случае никакого значения.
Единственный достойный суд, в котором может принимать участие интеллигент – это суд Истории. Не подверженный ни пропаганде побеждённого, ни тем более пропаганде победителя. От пагубного воздействия которых только интеллигенция и может помочь людям избавиться.
Так что чем дольше будет нынешняя российская интеллигенция упорствовать в своём предпочтении пропаганды победителя – тем больший ей будет обеспечен позор в истории. Потому что суд Истории всё равно рано или поздно состоится.
Незря ещё древние говорили:
ПРАВДА – ДОЧЬ ВРЕМЕНИ