Перенесено с Песпектив.
Замечательный анализ"Фамилистическо-правовой анализ законопроекта № 42197-6"
http://www.familypol…12-033.pdfВ результате анализа установлено следующее:
− в положениях законопроекта, относящихся к социальному патронату, имеются существенные корруп-
циогенные факторы, такие как широта дискреционных полномочий, определение компетенции по
формуле "вправе", установление неопределенных требований к гражданам, юридико-
лингвистическая неопределенность, вследствие чего принятие законопроекта может создать условия
для более широкого проявления коррупции в деятельности как органов опеки и попечительства, так и
судов;
− законопроект связывает установление социального патроната с конкретными положениями норм дей-
ствующего законодательства, включающими серьезные коррупциогенные факторы;
− вопреки уверениям разработчиков законопроекта о добровольности установления социального па-
троната, законопроект, с учетом существующей правоприменительной практики, создает возможности
фактического принуждения семей к установлению социального патроната;
− применение положений законопроекта с большой вероятностью поведет к следствиям, противореча-
щим общепризнанным нормам международного права (таким, как ст. 12 Всеобщей декларации прав
человека, ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 16 Конвенции о пра-
вах ребенка, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в ее обязывающем толкова-
нии Европейским Судом по правам человека) и основополагающим нормам российского права (ст. 38
Конституции РФ, принцип недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи, принцип авто-
номности семьи);
− положения законопроекта и ожидаемые следствия их применения не отвечают базовым принципам
семейной политики, выработанным представителями фамилистического подхода в социологии семьи,
таким как принцип суверенности семьи (ее независимости от государства) и принцип свободы выбора
семьей образа жизни;
− законопроект не учитывает, что семейное неблагополучие, как правило, связано не с виновным пове-
дением родителей, а является системным следствием бедности семьи, в связи с чем неверно опреде-
ляет приоритеты семейной политики, предполагая направление бюджетных средств не на материаль-
ную поддержку семей, устраняющую реальные причины семейного неблагополучия, а на малоэффек-
тивную работу со следствиями этих причин;
− законопроект не учитывает данных научных исследований, позволяющих оценить эффективность осу-
ществления зарубежных программ, аналогичных социальному патронату, и показывающих, что такие
программы эффективны лишь, если осуществляются в отношении семей, где уже имеются достаточ-
ные основания для немедленного отобрания ребенка, лишения/ограничения родительских прав, и
полностью неэффективны, когда осуществляются в отношении широкого круга семей, выделяемых на
неопределенных основаниях;
− предоставление органам местного самоуправления, осуществляющим функции органов опеки и попе-
чительства, полномочий самостоятельно издавать акт о немедленном отобрании ребенка в порядке
2
ст. 77 Семейного кодекса РФ нецелесообразно, так как уменьшает степень административного кон-
троля в отношении правомерности решений этих органов об отобрании детей.
В целом, проделанный анализ приводит к выводу о том, что меры, предусмотренные законопроектом, в
предложенном виде будут неэффективными, ухудшат, а не улучшат положение семьи и детей в Российской
Федерации, приведут к следствиям, противоречащим основополагающим нормам российского и междуна-
родного права, создадут условия для дополнительного проявления коррупции.
На основании проделанного анализа даются рекомендации Государственной Думе РФ, профильному Комите-
ту Государственной Думы РФ, депутатам Государственной Думы РФ и членам Совета Федерации. Рекоменду-
ется отклонить законопроект в полном объеме, а при невозможности такого решения обеспечить внесение в
него ряда изменений, в частности:
− исключить возможность установления социального патроната органами опеки и попечительства на
коррупциогенных основаниях, исключить соответствующие коррупциогенные положения из норм
действующего законодательства;
−