Юго-Восточная Азия и другие регионы. Литературно-исторические исследования..
19,500,861 48,665
 

  Bugi ( Слушатель )
28 сен 2012 06:53:23

Тред №470147

новая дискуссия Дискуссия  162

Давненько у меня в голове вертится таковая мысль по поводу положения элит в обществе.

Суть в следующем:
Представители обеих верхних квадр, приходя к власти находятся в условиях сильнейшей конкуренции. Причем конкуренции в основном прямой и открытой. Постоянный стресс, испытываемый при этом, заставляет представителей элиты быть энергичными, инициативными, сильными. Победа группировки достигается сочетанием как индивидуальных качеств ее членов, так и их умением действовать сплоченно и соблюдать некие правила принятые внутри группы.

Итак. Победа. Власть, а с нею и все причитающиеся плюшки, находятся под управлением победившей группировки, которая начинает делегировать определенные права и обязанности на всех остальных. Общество идет туда, куда их ведет данная группировка, а правила и законы группировки, в явном и неявном виде начинают распространяться на все общество. И тут-то и начинается основная проблема. Дело в том, что обе верхних квадры не самые лучшие создатели материальных благ. Это если кого уговорить или завоевать - к ним, а вот что-нить обычное, без фокусов, но потребное на каждый день - за этим к квадрам нижним... Но если крестьяне, будучи производителями этих самых материальных ценностей, стремятся к обладанию СВОЕГО куска "земли" и сами себя привязывают к данному конкретному объекту, который блага генерит, то у буржуинов это не так.
Третья квадра не столько генерит сами ценности, сколько грамотно их распределяет, а так же оптимизирует логистические и финансовые потоки. При этом, в силу этих особенностей, она не привязывается непосредственно к объектам-генераторам. За одно, она, третья квадра, не слишком-то привязана и к формальным и неформальным правилам и законам действующим в обществе в целом. Если некое, кажущееся незыблемым, правило, выгодно нарушить и есть возможность сделать это безнаказанно - это правило будет нарушено.
А еще, третья квадра всегда стремится (собственно это совершенно естественно для всех) получить доступ к максимально крупным рычагам управления финансами, логистикой и материальными ресурсами. Эти рычаги у представителей той квадры, которая стоит во главе общества. И "хоть тушкой, хоть чучелком" - но туда... в верхи! К рычагам. Причем, если концентрация представителей третьей квадры в верхах небольшая, то для общества это даже полезно, но, увы, с течением времени, по совершенно естественным причинам, в высших эшелонах начинает происходить засилье буржуев. И называя себя "графьями", "епископами", "секретарями" или еще как угодно, вся эта орава, на деле, не имея никаких принципов и не соблюдая никаких правил, начинает паразитировать на обществе.

Гибель самых крупных и могучих империй крайне редко происходила, когда на них нападал мощный внешний враг, а тогда, когда генералы и жрецы в этих империях посвящали все свои мысли собственной наживе. Когда их стремление к наживе, возведенное в абсолют, становилось смыслом существования всего верхнего эшелона власти. При этом, так как разложение происходит неспешно, увидеть тот факт, что общество стоит на грани краха - очень сложно. Факторы ведущие его к гибели, одновременно являются источниками обогащения основной массы представителей элиты. И, самое, печальное, еще и смыслом существования этих представителей. Решение проблем общества ведущее к уменьшению этих доходов рассматривается этими представителями как неприемлемое, а следовательно кризис лишь углубляется.

Постепенно, в верхних эшелонах, те немногие представители высших квадр, которые там остались, видят, что они не имеют ни рычагов влияния на ситуацию, ни средств решить проблемы стоящие перед страной и обществом. И тогда они начинают переходить в явную и неявную оппозицию существующей власти. После этого уже не удивительно, что Октябрьский переворот и победа в Гражданской войне в России было во многом делом рук тех представителей русской аристократии, которая сумела себя сохранить от разложения. Этот процесс был крайне болезненным и жестоким, но он был необходимым.
Точно так же, и в СССР, перед его кончиной, в высших эшелонах советской элиты преобладали представители даже не первой квадры, а все той же третьей - без принципов, без чести и без совести. Крах был неминуем. Но я не удивлюсь, если когда-нибудь выяснится, что за развалом СССР как общественно-политической структуры, так же стояли представители "третьей канцелярии".

Вывод - соотношение представителей квадр в верхах должно быть регулируемым и регламентируемым. Нахождение в элите ни в коем случае не должно быть синекурой. Необходимо решить и очень жестко соблюдать правила выдвижения людей в верхи и нахождения их там.

Лично я, (ну это мое сугубо личное мнение) предложил бы следующее:
- ввести табель о рангах.
- новое дворянство получает четко оговоренные привилегии и не может менять их качество.
- нахождение во дворянстве ограниченно тремя поколениями.
- для получения дворянского титула необходимо крупное достижение в регламентируемых отраслях, как то: достижение крупного воинского звания, достижение крупного и ответственного поста в административных органах, достижение крупных успехов в науке, искусстве и других подобных отраслях.
- для сохранения титула, прямые потомки человека данный титул получившего, должны достичь не меньших чем он достижений. В этом случае, общество получит действительно чтимые династии и будет избавлено от нахождения во дворянстве разложенцев и дегенератов, позорящих собственных прадедов.

Вот как-то так.
Отредактировано: Bugi - 28 сен 2012 06:56:42
  • +0.21 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  Leto-77 ( Слушатель )
28 сен 2012 07:10:05


Служилое дворянство уже было - потом поставят какого-нибудь малахольного Петра III, чтоб дал дворянству вольность и всё отменится. Опять же, если вспоминать историю будут офицеры с рождения "служащие в частях" и прочие находки прошлых веков.

Т.е. сама предложенная система то может и хорошая и какое то время будет работать, но как показывает история через какое то время "сломается". Я думаю, тут Баламут с его мыслями о "спец воспитании" ближе - формирование личности в необходимом русле с детства. Можно ещё и нашу наработку ввести - политруков при аристократах.Улыбающийся
  • +0.06 / 2
  • АУ
 
 
  Bugi ( Слушатель )
28 сен 2012 07:28:23


Вот именно регламент привилегий дворянства и нормы для обретения дворянского титула должны стать той "священной коровой", изменить которую самовольно не должен мочь ни один из последующих правителей. То бишь, изменение хоть запятой - через референдум.

Политруки... Хм... как-то после "Мехлисов" и "Вашугиных" - не очень хочется...
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
  ZlayaPulya ( Слушатель )
28 сен 2012 07:47:53


– Прошу помочь. – Когда-то посетитель мямлил перед должностными лицами и злился на себя за робость; теперь он говорил бодро и напористо – сказывалась практика. – Мне необходимо подтвердить дворянство, причем крайне желательно сделать это в ближайшие пять лет.

Господин Прохазка зевнул.

– Так я и думал, – разочарованно сказал он. – Дети?

– Сын пяти лет.

– Так в чем же дело? Он болен? Ленив? Неспособен?

– Он здоров.

– И не дебил?

– Ни в малейшей степени. Он дворянин. И в этом вся проблема.

Короткая лапка старшего уполномоченного полезла чесать в затылке.

– Ничего не понимаю… Да вы садитесь, садитесь, не стойте… Объясните подробнее.

– Мой сын – незаконнорожденный, – объяснил посетитель, присев на краешек табурета. Его мать – баронесса в третьем поколении. Следовательно, он простой дворянин в первом поколении. Его дети также будут дворянами… если я не вступлю в брак с его матерью. Вся проблема в том, что я хочу это сделать.

Господин Прохазка обрадовался так, словно решил непосильную головоломку.

– Вот оно что. Ну да, конечно, при законном браке знатность передается по мужской линии. Следовательно, если вы женитесь на своей избраннице…

– То мой сын потеряет дворянство, как и его потомство, – закончил посетитель. – Ведь я наследственный дворянин во втором поколении. Во втором и последнем.

– Гм… В юридический отдел Департамента Геральдики обращаться пробовали? Дело, конечно, не верное, сомнительное и уж во всяком случае канительное, но мне известны случаи, когда…

– Обращался. Отказали наотрез.

Господин Прохазка всплеснул лапками:

– Что же я могу сделать? Не я принимал закон об эрозии знатности.

– И не я.

– Разумеется, вы бы его не приняли. А между тем с этим законом наша страна живет уже скоро триста лет, и хорошо живет. Дворянство – очень полезная опора государственной власти, и не надо позволять этой опоре загнивать на корню. Ненависть к развращенной аристократии во все времена вела к революциям. Привилегии дворянского сословия должны быть оправданы беззаветным служением отечеству, а как прикажете достичь этого? Давать дворянство исключительно по личным заслугам, начисто отменив наследование титулов? Пробовали – не вышло. Люди в своем большинстве устроены так, что желают передать свое достояние потомству, которое – заметьте – заслужило эти блага только тем, что родилось в удачной семье. Мы с вами, понятно, считаем наследование дворянства справедливым, но вот беда – мало кто из простолюдинов с нами согласен. У них свои понятия о справедливости, причем аргументированные ничуть не хуже. Как быть, а?

– Наверное, так, как уже есть, – пожал плечами посетитель. – Я вовсе не…

– Вот именно. Оставить так, как уже есть! Целесообразность как мостик между двумя полярными представлениями о справедливости! Черт с ними, с наследниками, пусть наследуют, но если есть пряник, то для блага страны должен быть и кнут. Иначе спустя несколько поколений дворянство просто-напросто выродится и перестанет быть полезным. Кнут! В наследовании имущества таким кнутом является налог на наследство, в наследовании титулов – понятие эрозии знатности. Князь, свежеудостоенный этого титула, имеет право, как вам известно, на четыре последующих поколения потомков-князей, граф – на три, барон – на два, а простой дворянин лишь на одно. Логика закона проста: если не желаешь, чтобы твои потомки растворились в море простолюдинов – старайся подтвердить дворянство примерной службой или каким-нибудь полезным отечеству деянием. Скажем прямо – подвигом. Такая система, во-первых, держит дворянство в напряжении, препятствуя процессам его естественного разложения, а во-вторых, позволяет рекрутировать в дворянское сословие наиболее талантливых и достойных простолюдинов, что идет сословию только на пользу, не говоря уже о пользе для страны. Как иначе прикажете сделать активной хотя бы часть населения?.. Ну, разумеется, среди наследственных дворян есть и бездельники, и моральные уродцы, и вообще люди недостойные, однако процент их невелик, а кроме того, их можно лишить дворянства, так что авторитет нашего сословия остается высоким. Сословное деление плюс закон об эрозии знатности – разумный компромисс между потребностями государства и интересами всех слоев общества, разве нет? Согласитесь, закон этот правильный, недаром за три столетия в него не было внесено никаких принципиальных изменений…

Несомненно, господин Прохазка был бы рад и дальше с жаром излагать избитые истины, известные каждому со школьной скамьи. К счастью, кабинетный служака не обладал тренированными легкими публичного оратора. Его румяное лицо покрылось бисеринками пота. Не докончив очередной фразы, он издал горлом смешной сиплый писк, часто задышал и замахал короткими лапками. Сами, мол, видите, закон есть компромисс, лучшего все равно не выдумать, и никто не виноват в том, что за гармонию в обществе приходится расплачиваться не всем, а только таким, как вы…

– Я вовсе не покушаюсь на закон, – тихо сказал посетитель. – Я просто хочу знать, как мне быть. Женившись на любимой женщине, я отниму дворянство у моего сына. Помимо того, что я его люблю и не желаю портить его будущее, он мне этого не простит.

– Останьтесь со своей избранницей в гражданском браке, – посоветовал уполномоченный, отдышавшись.

Посетитель вздохнул.

– Это самый легкий путь, но не самый желательный. Знаете, мнение родственников, фамильная гордость… Моему сыну уже дают понять, что он ущербен от рождения… Наконец, я сам хочу жениться!

– Ага, ага, – покивал господин Прохазка. – Значит, вам все-таки во что бы то ни стало необходимо подтвердить дворянство? Так?

– Истинно так.

– И чем же я могу помочь, скажите на милость? У нас ведь контора по трудоустройству, а не по раздаче незаслуженных привилегий. Служите – и воздастся вам. У вас какой класс – десятый? Личное дворянство вами уже подтверждено, а вот потомственное… Н-да… до действительного статского советника вам, как говорится, семь верст и все лесом. Вы в каком департаменте служите? – Господин Прохазка впился взглядом в экранчик с данными посетителя. – В земской канцелярии? Совсем скверно… Если вам очень повезет, то лет через тридцать беспорочной службы вы в самом деле можете надеяться… но вам ведь надо гораздо раньше? Тогда я затрудняюсь даже что-либо вам посоветовать… вот разве что…

– Что? – спросил посетитель.

– Военная служба. Или… не привлекает?

Едва заметная гримаса.

– Не в том дело, что не привлекает… Хотя, по правде говоря, так оно и есть. Но не в том дело. Мне уже поздно рассчитывать на военную карьеру, элементарно поздно. Вот если бы я спохватился лет десять назад…

– Жаль, что десять лет назад вы были менее дальновидны, чем вам следовало быть. – В голосе старшего уполномоченного появились нотки осуждения. – Ну, тогда заслужите Владимира или Станислава.

– При моем чине? Еще скажите – Андрея Первозванного!

– Понимаю, это затруднительно. Однако возможно. Совершите какой-нибудь подвиг – пусть не на военной, а на гражданской стезе. И пусть о нем станет широко известно. Не пренебрегайте прессой, скромничать в таком деле вредно. Вы богаты?

– Если бы! – Посетитель невесело хмыкнул. – Всего-навсего не нищ.

– А связи?.. Хотя да, о чем я говорю. Будь у вас связи, вы не пришли бы сюда… Жаль. Если бы вы могли, скажем, организовать для государства беспроцентный заем на несколько миллиардов, Владимир четвертой степени уже гарантированно висел бы у вас на шее, естественно, вместе с потомственным дворянством. Хотя получить потомственное можно и без ордена, прямым указом государя…

Посетитель вздохнул:

– Не вижу способа заслужить эту милость, находясь на земской службе…

– А под лежачий камень вода и не потечет. Ищите подвига. Предотвратите, например, техногенную катастрофу. Остановите эпидемию. Сделайте мировое открытие. Придумайте, как накормить пятью хлебами голодающих в Африке. Достигните Северного полюса верхом на прирученном белом медведе. И главное – заставьте о себе заговорить. Ну и о России, разумеется. Заставьте хотя бы одних только россиян почувствовать, что Россия вовсе не бесполезная часть Всепланетной Конфедерации, и считайте, что подтвержденное потомственное дворянство у вас в кармане. Ну как?
(C) Громов "Корабельный секретарь"
Подмигивающий

мысль не нова. Этот отрывок я здесь цитировал уже не единожды.  ::)
  • +0.30 / 7
  • АУ