ЦитатаПредположим, что царское правительство задепонировало в Британии золото/серебро/и т.д. с целью финансирования товарооборота. Это стандартная практика финансирования под залог депозита, и самое интересное на словах проговариваются схемы, по которым этот депозит выступает гарантией.
Тут происходит революция и исчезает контрагент с российской стороны. Остается вопрос, как забрать золото себе.
Так оно и есть. В 1914–1916 годах Россия собиралась закупить в Англии и Америке крупные партии оружия. Иностранные подрядчики выдвинули условие – 100-процентная предоплата золотом. Россия расплатилась сполна, и только тогда стало известно, что у Великобритании нет возможности выполнить поставку оружия в срок: на складах имелось порядка 10% заказа, ещё 20% оружейники обязались изготовить к концу 1916 года и отправить в Архангельск. Но грянула Февральская революция, затем Октябрьская, и о полученной предоплате в Лондоне как-то быстро забыли. А США вообще не отправили в Россию ничего: поставки должны были начаться лишь в феврале 1917 года, но из-за политической неразберихи в Санкт-Петербурге так и не начались. А деньги между тем были получены. Порядка 200 млн золотых рублей осели в Лондоне и столько же за океаном.
Или тот же японский долг по колчаковскому золоту. Японский долг – самый большой: запас золотых слитков, монет и прочих драгоценностей, который отправили в банки Страны восходящего солнца колчаковские атаманы в 1918–1919 годах, исчислялся 523 млн рублей золотой русской монетой, 90 млн рублей слитками золота и 28 млн рублей иностранными монетами. Одним из получателей колчаковского золотого запаса стал японский Иокогамский валютный банк, («Ёкохама Сёкин Гинко»). Позднее это золото было отправлено в хранилища государственного Банка Японии («Нихон Гинко»). Другим получателем золота Колчака стал банк «Тёсэн Гинко». Эта часть также была перекачана в Банк Японии.