Мировая Закулиса или Театр Теней
7,896,724 11,141
 

  ахмадинежад ( Слушатель )
22 окт 2012 17:59:25

Тред №480096

новая дискуссия Дискуссия  239

Разговор с Константином Косачевым  →  Россия повышает эффективность "мягкой силы"
Какую деятельность ведет Российский совет по международным делам, возможно ли было решить вопрос о целостности грузинского государства без кровопролития в августе 2008 года и как итоги президентских выборов в США скажутся на российско-американских отношениях, рассказал президент Российского совета по международным делам Игорь Иванов
Гость в студии "Голоса России" - Игорь Сергеевич Иванов, президент Российского совета по международным делам (РСМД), экс-министр иностранных дел Российской Федерации, экс-секретарь Совета безопасности России, доктор исторических наук, профессор МГИМО, член-корреспондент Российской академии наук (РАН).


Программу ведет Константин Косачев.

Косачев: Добрый день, утро или вечер, уважаемые слушатели радиостанции "Голос России"!
...

Как всегда, у нас в студии интересный собеседник. С особым удовольствием представляю Игоря Сергеевича Иванова, хотя в представлении вы совершенно не нуждаетесь. Тем не менее, Игорь Сергеевич - человек, который на протяжении многих лет определял лицо российской внешней политики и в качестве министра иностранных дел, и в качестве секретаря Совета безопасности, да и сейчас, безусловно, сохраняет очевидное влияние на то, как выглядит российская внешняя политика.

Кроме того, Игорь Сергеевич активно продолжает заниматься научной и общественной деятельностью. Он - профессор, доктор наук, член-корреспондент Академии наук и президент Российского совета по международным делам. Совет получил юридическую путевку в жизнь через указ президента чуть более двух лет назад и уже второй год работает в качестве некоммерческого партнерства.


Мой вопрос в первую очередь о совете. Игорь Сергеевич, для чего он создавался, чем он занимается?

...

Иванов: Как вы правильно отметили, распоряжением президента была создана структура, которая получила название "Российский совет по международным делам". Прежде всего, кто стал соучредителями, - мне кажется, это принципиально важно. Это Министерство иностранных дел, Министерство образования и науки, Российская академия наук, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и "Интерфакс". То есть все пять структур, которые непосредственно связаны с внешней политикой прямо или косвенно.

Косачев: Профессиональная дипломатия, гуманитарное направление, бизнес, медиа-среда.

Иванов: Я неслучайно остановился на соучредителях. Я лично считаю, что задача совета как раз заключается в том, чтобы объединить представителей власти, с одной стороны, в данном случае в лице профессионалов Министерства иностранных дел, образования и науки, научного сообщества (Академия наук) с бизнес-сообществом (РСПП) и информационным пространством ("Интерфакс" ).

Если нам удастся их всех объединить, то, я думаю, повысится и эффективность нашей внешней политики, а главное, повысится эффективность так называемой "мягкой силы", о которой часто говорят сегодня. Но одно дело - говорить, другое дело - создать "мягкую силу" и сделать ее эффективной.

Как отметил президент России на встрече с дипломатами, с российскими послами, к сожалению, пока мы недостаточно хорошо научились пользоваться этой "мягкой силой". Мне кажется, как раз через такого рода некоммерческие организации эффективность "мягкой силы" будет возрастать.

После окончания института, в 1969 году я начал работать в Академии наук, в Институте мировой экономики и международных отношений. Тогда директором института был академик Николай Николаевич Иноземцев, а одним из заместителей - Евгений Максимович Примаков. Я прекрасно помню, насколько востребована была в то время наука.

Косачев: Для дипломатии, для инструментария и жесткой и "мягкой силы"?

Иванов: Она была востребована для научного обоснования тех или иных политических решений, которые принимались в разных сферах - в сферах экономического, социального развития, внешней политики. Мне кажется, что без такого серьезного, глубокого научного анализа тех или иных происходящих процессов и выработки соответствующих предложений в современном мире, который быстро меняется, который каждый день ставит вопросы, высок риск, я не хочу сказать ошибки, но недостаточно просчитанных решений.

Если нам удастся объединить представителей науки и тех, кто непосредственно на практике занимается... Я это говорю, потому что сам занимался практикой и занимаюсь наукой. Я думаю, что, допустим, одно из объяснений успешной деятельности на посту министра иностранных дел Евгения Максимовича Примакова, которого, как вы знаете, в МИД называли "Академик", и не только в МИД, но и вообще.

Косачев: Везде, где работал.


Иванов: Мне кажется, это очень символично, что академик осуществлял внешнюю политику. Если нам удастся помочь создать такую связь… Плюс присоединяется новый фактор - бизнес-сообщество. И четвертый фактор - это, конечно, информационное пространство, потому что мы живем в информационную эпоху.

Косачев: Четвертая власть.

Иванов: Поэтому, конечно, насколько правильно мы сможем доносить до наших слушателей те или иные наши аргументы, я думаю, это тоже будет очень важно для внешней политики и для внешнего облика нашей страны в мире, чем занимается ваше агентство, в дальнейшем сотрудничестве с которым мы заинтересованы.

...

Иванов: Да. Во-вторых, удалось решить организационные и финансовые вопросы (если вам это интересно, я об этом могу более подробно рассказать) и сформировать небольшой коллектив, который обеспечивает работу совета. Наша специфика заключается не в том, чтобы раздувать штаты, а в том, чтобы выстраивать отношении с партнерами.

У нас несколько групп партнеров. Одна группа - это, соответственно, российские государственные структуры: администрация президента, Министерство иностранных дел, другие ведомства. Сегодня все вопросы носят в той или иной мере внешний фактор. Допустим, миграция. Конечно, это наша проблема, здесь надо решить много вопросов. Но без взаимодействия с внешним миром, без изучения опыта миграционных процессов, наверное, вряд ли можно успешно их решить внутри страны.

Или вопрос такого рода, как образование. Сегодня образование - больше международный фактор, поэтому здесь очень важно оказывать содействие выстраиванию правильных отношений. То есть, возвращаясь к вашему вопросу, во-первых, мы стали выстраивать партнерские отношения с теми структурами, с кем, мы считаем, нам необходимо работать и взаимодействовать.


Косачев: И внутри страны, и за ее пределами.

Иванов: Прежде всего внутри страны. Чтобы любая структура правильно воспринималась за рубежом. Иногда некоторые еще не успели учредиться, а уже ищут партнеров за рубежом. Я не хочу никого критиковать, но я не думаю, что это правильный путь.

Правильный путь - выстроить работу внутри страны, завоевать определенный авторитет внутри страны и с опорой на внутренние силы уже выходить на партнерские отношения за рубежом. Поэтому мы, я, может быть, вначале не сказал, хотим большое внимание уделять образованию, оказывать содействие в подготовке кадров, которые в дальнейшем будут заниматься международными отношениями.

Мне кажется, такой дефицит имеется. Он образовался в силу разных причин. Здесь, мне кажется, мы можем сыграть определенную позитивную роль. Поэтому мы сейчас выстроили договорные, партнерские отношения со всеми федеральными университетами. Большинство из них стали корпоративными, коллективными членами Российского совета по международным делам. У нас есть целый ряд конкретных программ, по которым мы будем работать с этими университетами.

Возьмем, например, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Ясно, что с учетом его расположения и недавно состоявшегося саммита АТЭС, мы будем заниматься прежде всего проблемами, связанными с Азиатско-Тихоокеанским регионом. С Архангельским университетом хотим заниматься проблемами Арктики. То есть чтобы была определенная специализация.

Мы также выстраиваем партнерские отношения с бизнес-сообществом. Около 12 крупных компаний уже стали коллективными членами нашего совета. Это такие компании, как "ЛУКойл", "Северсталь", "Сумма Капитал", "Альфа-групп", "Ростехнологии". Это серьезные, крупные компании, с которыми у нас будут соответствующие конкретные программы взаимодействия.

С вами мы подписали соглашение о партнерстве и хотим очень тесно взаимодействовать по разным программам. Правильное выстраивание партнерских отношений - это первая часть.

Одновременно мы запустили несколько издательских проектов. Мы выпустили шеститомник, с моей точки зрения, уникальное издание. Оно уже становится...

Косачев: Классикой жанра.

Иванов: По крайней мере, документом, который не так просто...

Косачев: Я говорю это со своей внутренней убежденностью, потому что с удовольствием работаю с этим сборником.

Иванов: С участием наших ведущих специалистов нам удалось обобщить все направления внешнеполитической деятельности в XXI веке, с 2000 года. Я считаю, что этот документ, этот шеститомник будет очень полезен и для студентов, и для практиков. Мы направили его во все университеты. Мы надеемся, что в ваших представительствах за рубежом этот шеститомник тоже займет свое место.

Сейчас мы готовим еще целый ряд публикаций по отдельным направлениям. Мы запустили сайт. Мы посмотрели динамику за последние месяцы, сайт очень быстро набирает популярность у пользователей. Значит, есть определенный интерес.
...

Косачев: Как попасть на ваш сайт?

Иванов: Надо набрать в поисковике: Российский совет по международным делам. Зайти на сайт Russiancouncil.ru. Дальше, мне кажется, это не такая сложная наука. В ближайшее время сайт будет работать, кроме русского, еще и на английском языке.
...

Это конференция по проблемам евроатлантической безопасности. Она состоялась в марте этого года. На ней выступали представители министерств и ведомств, президент, иностранные гости, а также российские эксперты. На днях мы провели второй форум по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона. Первый форум был в рамках подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке, второй - по итогам. С моей точки зрения, он еще более важный, потому что впереди предстоит огромная работа по реализации тех возможностей, которые открылись благодаря нашему председательству в АТЭС.

Я хочу сказать, что у нас нет жесткой повестки дня. Мы готовы заниматься любой темой, которая сегодня актуальна. Но есть один аспект нашей деятельности, на который мы все время обращали и будем обращать внимание. Мы не хотим проводить конференции ради конференций, издавать публикации ради публикаций. Мы хотим, чтобы все, чем мы занимаемся, имело конкретное приложение. Тогда мы будем востребованы, тогда наша работа будет приносить реальную пользу.


...

Иванов: Во внешней политике иногда некоторые хотят видеть результат очень быстро и судить по каким-то внешним факторам. Но если говорить серьезно, то часто правильные решения дают о себе знать спустя много лет. Может быть, даже они на первый взгляд непопулярны, но потом, спустя много лет, становится ясно, насколько правильны были эти решения.

Приведу один пример. Политика России перед войной в Ираке. Вы знаете, что недавно нашу страну посетил премьер-министр Ирака в сопровождении группы высокопоставленных членов правительства. Я не участвовал в переговорах, но я был на встрече с общественностью, премьер-министром, где он очень лестно высказывался о политике России. А на тот момент нередко можно было слышать критику в наш адрес.

Косачев: Многие просто впадали в истерику и кричали: "Все пропало. Нам уже никогда не вернуться в Ирак".

Иванов: Совершенно правильно. Критики в наш адрес было много. Но взвешенная политика, научно обоснованная, о чем я до этого говорил, а главное, рассчитанная на перспективу, а не на сиюминутные выгоды, показала свою правильность. И мы сейчас видим эти результаты.
Отредактировано: ахмадинежад - 22 окт 2012 18:28:14
  • +0.70 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  бульдозер ( Практикант )
24 окт 2012 11:00:37


Спасибо, Ахмади! Этот материал куда более весом, чем многие другие. Однако- идеи полковника Хауса на Русской почве- это нечто новое и пока в Истории не слыханное. Будем поглядеть, что дальше...Подмигивающий
  • +0.94 / 5
  • АУ