Севморпуть – больше не жуть?16 октября 2012
Северный морской путь медленно, но верно развивается. В 2012 году по нему уже было совершено 38 транзитных рейсов против 34-х за всю навигацию 2011 года. Теперь на первый план выходит создание инфраструктуры – аварийно-спасательных центров, навигационных станций и баз снабжения.
Лед тронулся
Навигация по Северному морскому пути в 2012 году продлится ориентировочно до конца ноября. По данным ФГУП «Атомфлот», атомные ледоколы за летне-осеннюю навигацию этого года провели по трассам Севморпути суда, которые совокупно перевезли 1,03 млн тонн транзитных грузов. По состоянию на 15 октября 2012 года по российским арктическим морским трассам транзитом прошли 38 различных судов. Основной грузопоток составили грузы ОАО «Новатэк». Северным морским путем также ходят суда «Норильского никеля», имеющего собственный флот ледового класса, способный обходиться без услуг атомных ледоколов. Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе предприятия, всего по Севморпути было выполнено 54 рейса судами компании, из них 5 рейсов - танкером «Елисей». Атомные ледоколы привлекались для проводки только в начале зимы.
В этом году состоялась и закладка порта Сабетта, через который будет отправляться на экспорт сжиженный природный газ (СПГ) с ямальских месторождений (основной участник проекта – «Новатэк»). Как ранее сообщил заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, объем экспорта через указанный порт по Севморпути к 2017 году составит 5 млн тонн в год, а в перспективе ожидается выход на объем в 20-25 млн тонн в год.
Начинается и строительство новых ледоколов. Так, на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 10 октября состоялась закладка линейного дизельного мощностью 25 МВт, которыми будет оперировать ФГУП «Росморпорт». Атомный двухосадочный ледокол, предназначенный специально для Севморпути, будет заложен в 2013 году, контракт на его строительство также подписан.
Также следует отметить, что в 2012 году был принят закон о Северном морском пути, о котором мы более подробно писали ранее.
Он должен вступить в силу в начале 2013 года.
Навигация
В то же время, ожидаемое увеличение трафика Севморпути влечет за собой необходимость создания обеспечивающей инфраструктуры на Крайнем Севере.
Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) совместно с ФГУП «Гидрографическое предприятие» в сентябре 2012 года были введены в эксплуатацию три арктических контрольно-корректирующие станции (ККС) на островах Андрея, Столбовой и Каменка. Для повышения точности определения местоположения судов при подходах к побережью или в других стесненных условиях используется дифференциальный метод, суть которого заключается в передаче контрольно-корректирующими станциями поправок в судовые приемники ГЛОНАСС/GPS, что обеспечивает определение координат места судна с точностью от 1 до 5 м.
Таким образом, совокупно в настоящее время на акватории Северного морского пути установлены и эксплуатируются шесть ККС, расположенные на островах Олений, Андрея, Столбовой, Каменка, на мысе Стерлигова и на реке Индигирка. Как сообщили в Росморречфлоте, благодаря этому весь Северный морской путь уже охвачен сетью ККС.
Кроме того, в ведении министерства транспорта рассматривается возможность создания единую государственной гидрографической службы.
Безопасность и обеспечение
Другое направление обеспечения судоходства по Севморпути – это создание морских аварийно-спасательных центров.
В 2012-2013 годах Росморречфлотом при участии ФБУ «Госморспасслужба России» в Западном и Восточном секторах Арктики запланировано создание новых пунктов базирования профессиональных аварийно-спасательных формирований Северного филиала ФГУП «Балтийское БАСУ» в порту Диксон, Сахалинского филиала ФГУП «Балтийское БАСУ» в портах Тикси, Певек и Провидение.
Остатки порта Амдерма
Как ранее сообщил заместитель руководителя Росморречфлота Юрий Костин, также запланировано строительство многофункциональных аварийно-спасательных судов неограниченного района плавания с оборудованием для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на борту, которые планируется эксплуатировать в Арктике: мощностью 7 МВт с категорией ледового усиления Icebreaker6 (проект MPSV06) - три единицы - в состав Архангельского, Приморского и Сахалинского филиалов ФГУП «Балтийское БАСУ»; мощностью 4 МВт с категорией ледового усиления Arc5 (проект MPSV07) - две единицы - в состав Приморского и Архангельского филиала ФГУП «Балтийское БАСУ».
Между тем, в Нарьян-Маре уже ведется строительство комплексного спасательного центра ЧС, которое началось 2011 году в соответствии с решением Совета безопасности Российской Федерации. Финансирование работ по его созданию осуществляется за счет средств федерального бюджета и регионального бюджета НАО. Ввод центра в эксплуатацию ожидается в 2014 году.
Помимо этого, власти НАО считают возможным создание в пос. Амдерма (побережье Карского моря) базы снабжения для обеспечения работ на арктических месторождениях. По мнению губернатора НАО Игоря Федорова, этому проекту будет способствовать размещение здесь аварийно-спасательного центра МЧС.
«Это может быть либо подразделение комплексного спасательного центра МЧС в порту г. Нарьян-Мар, либо отдельный многофункциональный центр в Амдерме», - пояснил Федоров.
Арктическую базу снабжения в Мурманске создает и «Газфлот». Как сообщил директор санкт-петербургского филиала ООО «Газфлот» Петр Кладиев, база будет рассчитана на перевалку и хранение грузов для Штокмановского, Приразломного и Долгинского месторождений. Общий грузооборот терминала составит 2, 5 млн тонн в год, из которых около 780 тыс. тонн придется на грузы для Штокмановского месторождения.
Амдерма
База будет размещаться на двух участках, которые расположатся по обеим сторонам Кольского залива. В рамках проекта предполагается проведение дноуглубления: по первому участку - до 9 м, по второму участку – почти до 11 м.
Таким образом, 2012 год по праву можно назвать годом начала конкретных действий по освоению российской Арктики и Северного морского пути. Если все указанные проекты будут успешно реализованы, то уже к 2016 году можно будет сказать, что арктические трассы подготовлены для интенсивного судоходства. Насколько они будут востребованы – вопрос отдельный.
Виталий Чернов.