Цитата: Liss от 02.11.2012 00:49:16
Реальной и разумной коррекции орбиты станции не существует. В ней 400 тонн, на минуточку!
Вот, например, 14 сентября проводили коррекцию двигателями ATV-3.
Расход топлива -- 175 кг. Приращение скорости -- 1.3 м/с. Средняя высота орбиты увеличена на 2.3 км. Период обращения изменился на 0.05 мин и составил 92.85 мин. То есть за один виток смещение относительно старой орбиты составляет 0.19°. За сутки -- примерно на 3°.
То есть коррекция за несколько суток до запуска уже бесполезна. Недели за три -- еще куда ни шло.
Следовательно, быстрейший способ гарантированно достичь станции после поступления команды -- это запуск в течение суток и сближение по трехсуточной схеме, а если повезет, то по двухсуточной.
Сложное это дело - разработка программы полета МКС. ЦУПовские баллистики на эту тему кандидатские защищают.
С одной стороны да, чем раньше от планируемой даты старта коррекция орбиты, тем легче обеспечить требуемую фазу, а с другой стороны больше шансов, что вклинится какое нибуть уклонение от мусора, которое испортит все наши планы.
Что касается добраться быстрее любой ценой... Те оптимальные диапазоны фаз, которые я чуть раньше назвал, они оптимальны как раз с точки зрения затрат топлива. На этапе сближения высота орбиты корабля всегда ниже высоты орбиты МКС. Чем ниже орбита - тем выше угловая скорость, т.е. корабль всегда догоняет МКС. Вот для быстрой схемы диапазон фаз примерно от 20°до 40°. Если на момент старта фаза 40°, то после выведения корабль останется на низкой орбите, чтоб успеть выбрать эти 40°, если 20° то поднимется почти до высот МКС, чтоб ненароком не обогнать. Но корабль всегда ниже и всегда догоняет МКС. Т.е. если фаза вдруг окажется 10°, то формально кораблю придется догонять МКС целый круг - это несколько суток полета. Но можно взлететь ВЫШЕ МКС, и тогда уже МКС будет догонять корабль, и не круг, а всего несколько градусов. Правда тут мы тратим лишнее топливо, на больший импульс для поднятия орбиты корабля, а потом еще и на торможение корабля, чтоб спуститься назад к МКС. Правда проектанты нам за такое руками вырвут самое дорогое и любимое, что есть у баллистиков :D
Обычно нам говорят, старт тогда то, обеспечить на эту дату сближение по такой то схеме. Посадка тогда то, обеспечить посадку в такой то район... И подбирая даты и величины маневров доблестные баллистики это дело стараются обеспечить. Самое сложное - планирование идет на несколько кораблей вперед, и обеспечить нужно условия одновременно для всех кораблей, что иногда невозможно. Вот например, на прошлой неделе президент подписал программу полета на 13й год, где старт Прогресса 418 назначен на 12 февраля, а старт Союза 708 на 28 марта, и высказано пожелание и там и там обеспечить сближение по 4-х витковой схеме. Это сделать невозможно, нет такой комбинации маневров, придется Прогресс на 14 февраля переносить.