Тред №484335
новая дискуссия
Дискуссия
100
Фридманизмы
М.Фридман.Капитализм и свобода
Глава II Роль государства
в свободном обществе(стр.47-48)
Обычная претензия к тоталитарным странам состоит в том,что для
них цель оправдывает средства.
Для либерала адекватными средствами являются свободное
обсуждение и добровольное сотрудничество,из чего следует вывод,
что любая форма принуждения для него неадекватна. Идеалом
здесь является единодушие среди ответственных индивидов, до-
стигнутое на основе свободного и исчерпывающего обсуждения.
Это еще один способ выразить цель свободы, что подчеркивалось
в предыдущей главе.
Наоми Кляйн.Доктрина шока
Жители Чили находились в состоянии шока не только из-за насильственного захвата власти Пиночетом, но и благодаря мучительной и резкой гиперинфляции. Фридман посоветовал Пиночету совершить моментальное преобразование экономики: снизить налоги, дать свободу торговле, приватизировать часть государственных функций, уменьшить расходы на социальную сферу и ослабить государственный контроль. В итоге на смену государственным школам в Чили пришли школы частные, финансируемые на основе ваучеров. Это был самый резкий переход к капитализму из всех, которые когда-либо где-либо предпринимались, и его называли революцией «чикагской школы», поскольку многие из экономистов Пиночета получили подготовку под руководством Фридмана в Чикагском университете. Фридман предсказывал, что скорость, неожиданность и масштаб экономических сдвигов вызовут психологическую реакцию населения, которая «облегчит процесс урегулирования» . Он придумал название для такой болезненной тактики: экономическая «шоковая терапия». С тех пор на протяжении десятилетий, когда правительства осуществляли радикальные программы перехода к свободному рынку, использование этого лечения шоком «внезапно и сразу», или «шоковой терапии», стало просто вопросом выбора метода.
Пиночет облегчал процесс урегулирования и своими собственными шоковыми мерами: при этом режиме появились многочисленные камеры пыток, где корчились от боли те несчастные люди, которые, вероятнее всего, должны были воспротивиться капиталистическим преобразованиям. Многие люди в Латинской Америке видели прямую связь между экономическим шоком, после которого разорились миллионы людей, и эпидемией пыток для сотен тысяч тех, кто верил в иной общественный строй. Уругвайский писатель Эдуардо Галеано говорил: «Как же еще можно было поддерживать такое неравенство, если не с помощью встряски или электрошоком?»
М.Фридман.Капитализм и свобода
С этой точки зрения роль рынка,как уже отмечалось,заклю-
чается в том, что он допускает единодушие без единообразия
и является системой действенного пропорционального представи-
тельства. С другой стороны, характерной чертой действия, предпри-
нимаемого по чисто политическим каналам,является его тенденция
требовать или навязывать значительную степень единообразия.
Наоми Кляйн.Доктрина шока
Ровно через 30 лет после этих трех форм шока, которые пришлось испытать Чили, та же схема была использована в Ираке, притом еще грубее. Сначала была война, затеянная, по мнению авторов военной доктрины «шока и трепета», чтобы «контролировать волю, восприятие и способность к пониманию ситуации противника, что сделает врага буквально неспособным к действиям или реагированию» . Затем, когда страна еще была объята пламенем, последовала радикальная шоковая терапия экономики: массовая приватизация, полная свобода торговли, единый 15-процентный налог, резкое сокращение государственного аппарата, — все эти меры проводил главный дипломатический представитель США Л. Пол Бремер.
Когда жители Ирака начали сопротивляться переменам, их арестовывали и бросали в тюрьмы. Там тело и психика сталкивались с новыми видами шока, на этот раз куда менее метафоричными.
М.Фридман Капитализм и свобода
Есть и еще более важный момент: тот факт, что
в норме конечным результатом должен быть закон,одинаково при-
менимый ко всем группам, а не отдельные законоположения для
каждой представленной «стороны», означает, что пропорциональ-
ное представительство в его политическом варианте не только не
допускает единодушия без единообразия, но ведет к безрезультат-
ности и раздробленности.Таким образом,оно приводит к разруше-
нию любого консенсуса,на котором может быть основано единоду-
шие с единообразием.
Наоми Кляйн Доктрина шока.
. В Ираке, Шри-Ланке и Новом Орлеане происходил процесс, который ложно называли «реконструкцией», когда дело, начатое стихийным бедствием, доводили до логического завершения: стирали с лица земли все, что осталось и чем владело государство или местная общественность, чтобы взамен на скорую руку воздвигнуть корпоративный Новый Иерусалим — пока жертвы войны или природной катастрофы еще не способны объединиться и предъявить свои права на то, что им принадлежало.
Лучше всего это выразил Майк Бэттлз: «Страх и беспорядок несут нам реальные перспективы» . Этот 34-летний человек, ранее служивший в ЦРУ, говорил о том, как хаос в Ираке после вторжения помог его малоизвестной и неопытной частной фирме Custer Battles, занимающейся безопасностью, получить от федерального правительства контракты примерно
на 100 миллионов долларов . Его слова вполне могут служить лозунгом современного капитализма: страх и беспорядки позволяют совершить очередной скачок вперед
Три требования, являющиеся как бы торговой маркой этой политики: приватизация, отмена государственного контроля и резкое снижение затрат в социальной сфере, — обычно крайне отрицательно воспринимаются населением, но проведение их в жизнь все-таки предполагает согласие населения с правительством, а также консенсус среди экспертов.
Углубляясь в историю в попытке понять, каким образом подобная модель рынка распространилась по земному шару, я обнаружила, что идея использовать кризисы и бедствия была присуща школе Милтона Фридмана с самого начала — эта фундаменталистская версия капитализма всегда нуждается в катастрофе, чтобы двигаться вперед. Очевидно, эти «благоприятные» кризисы становились все масштабнее и вызывали более сильный шок, но то, что произошло в Ираке и Новом Орлеане, не было новым изобретением эпохи после 11 сентября. Скорее, эти откровенные эксперименты по использованию кризисов стали кульминацией трех десятилетий жесткого следования доктрине шока.
Если смотреть сквозь призму этой доктрины, последние 35 лет не похожи на другие годы. Самые вопиющие нарушения прав человека в этот период, которые представляются садизмом антидемократических режимов, были на деле либо совершены с сознательной целью запугать общество, либо активно использовались, чтобы подготовить почву для проведения радикальных «реформ» в пользу свободного рынка. Во время правления хунты в Аргентине в 70-е годы прошлого века «пропало» 30 тысяч человек, многие из которых были левыми активистами, и это было необходимо для реализации политики чикагской школы; сходным образом террор способствовал проведению экономических преобразований в Чили.
Подобную службу для Маргарет Тэтчер в Великобритании сослужила война на Фолклендских островах в 1982 году: беспорядки и энтузиазм националистов после войны позволили ей использовать грубую силу для подавления забастовки шахтеров и осуществить безумную программу приватизации — впервые в истории западной демократии. Нападение НАТО на Белград в 1999 году создало условия для стремительной приватизации в бывшей Югославии — эта цель была намечена еще до начала военных действий. Разумеется, экономика не стала единственной причиной этих войн, но в каждом случае значительный шок для общества использовали как подготовку для проведения экономической шоковой терапии.
Далее Наоми Кляйн описывает опыты ЦРУ по применению электрошока с "психически больными пациентами"
Оказывается этого состояния,состояния "чистого листа" можно достигнуть при помощи многочисленных ударов электрошоком.
Для меня не является секретом,что для населения можно применить тот же самый метод.Проведенные акции
Аум Сенрике,Белого Братства и сект показали это.
Тот же самый метод,сетод мелких,но постоянных ударов шокера можно применить и в отношении не изолированных
людей.Это сменяющие друг друга информационные компании.Ну хотя бы проводившееся Мединским-Тишайшим программа десоветизации,а сейчас стоящие враскоряку высокие лица в вопросах КАК ОТНОСИТЬСЯ К СТАЛИНУ?
Эти информационные компании играют роль постоянных шоковых ударов и призваны прикрыть непопулярные у населения реформы.
М.Фридман Капитализм и Свобода.
Широкое использование рынка ослабляет нагрузку на со-
циальную ткань, так как снимает необходимость подчиняться об-
щему мнению во всех видах охватываемой рынком деятельности.
Чем шире диапазон деятельности,осуществляемой в рамках рын-
ка, тем меньше вопросов, требующих чисто политического ре-
шения и соответственно нуждающихся в достижении согласия.
В свою очередь,чем меньше вопросов,требующих согласия,тем ве-
роятней добиться согласия и сохранить в то же время свободное
общество.
Отредактировано: Сухов - 02 ноя 2012 09:59:11