За Китай
1,105,906 5,251
 

  ахмадинежад ( Профессионал )
06 ноя 2012 19:11:39

Тред №486031

новая дискуссия Дискуссия  133

Съезд КПК на фоне спада китайской экономики
В преддверии XVШ съезда компартии Китая эксперты активно обсуждают пути дальнейшего развития китайской экономики. Поднебесная может гордиться успехами реформ, инициированных командой Дэн Сяопина в конце 70-х годов прошлого века. Китай преодолел разруху, оставленную "Большим скачком", "политикой коммунизации" и десятилетней "Великой пролетарской культурной революцией", нашёл свой путь, отличающийся как от командно-административной системы советского образца, так и от чисто рыночного капитализма.
Однако после 30 лет непрерывного роста ВВП, составлявшего двузначные цифры, экономическая модель, похоже, исчерпала свой потенциал. В статьях зарубежных и китайских аналитиков звучат тревожные нотки: "Что дальше?" Темпы роста китайской экономики снижаются, надуваются опасные "пузыри" на рынке недвижимости и в сфере кредитования, ускоряется инфляция, ещё недавно не беспокоившая население. Экономисты спорят о том, "мягкой" или "жёсткой" будет посадка китайской экономики.
Статистические данные последних месяцев свидетельствуют о замедлении темпов экономического роста. Рост ВВП в третьем квартале составил 7,4 проц, экономический рост замедляется уже седьмой квартал подряд. Причины этой отрицательной тенденции специалисты видят в ограниченности нынешней модели экономического прогресса. До недавнего времени китайская экономическая машина двигалась за счет привлечения внешних инвестиций и экспорта товаров за рубеж. В сущности, это и было основой модели, принятой на вооружение КПК в 80-х годах. К 1998 году средний ежегодный темп прироста иностранного капитала в основные фонды достиг 20 проц ВВП. По этому показателю на протяжении многих лет Китай сохранял лидерство в мире. Например, по итогам 2011 года объём прямых иностранных инвестиций составил свыше 116 миллиардов долларов.
Рост экспорта и приток инвестиций привели к увеличению доходов населения. По замыслу руководства, это должно было спровоцировать рост внутреннего потребительского рынка. Однако слабость пенсионной системы и системы медицинского страхования, отсутствие надёжных социальных гарантий, платное обучение вынудили население увеличивать накопления "на будущее". Это привело к дисбалансу денежных потоков в стране.
Одним из факторов инвестиционного дисбаланса стала банковская система Китая. "Крупнейшие банки Китая номинально являются коммерческими, однако контрольные пакеты акций находятся в руках у правительства", — поясняет сотрудник инвестиционной компании "Чжунчжэн чжэнцюань" Цао Шуйшуй. Зависимость от госструктур была залогом стабильного развития банковского сектора в период бурных экономических преобразований. В результате банковский капитал стал направляться в низкодоходные государственные проекты строительства, суживаться крупным государственным компаниям под мизерный процент либо направляться за рубеж в виде государственных инвестиций. "Это привело к инвестиционному голоду частных компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях", — убежден Цао Шуйшуй.
Высокие темпы притока капитала и регулируемая система формирования обменных курсов привели к быстрому росту золотовалютных резервов. На конец 2011 год их объём составил 3,18 триллиона долларов. При этом китайские граждане практически не имели возможности инвестировать свои сбережения в экономику. Это спровоцировало потерю контроля над частью финансовых потоков страны, которые ушли в экономическое "подполье".
В Китае частные инвестиции стремительно развиваются благодаря недостаточной финансовой поддержке малого бизнеса со стороны банков. "Такое положение недопустимо, ведь от состояния дел в этих компаниях зависит стабильность темпов экономического развития всей страны", — считает ведущий экономист "Мицухо секьюритиз" /Mizuho Securities/ в Китае Чэнь Цзяньгуан. Сейчас развитие системы кредитования контролируется центральным правительством Китая. Оно указывает государственным банкам, сколько и когда выдавать кредитов, в основном, крупным государственным компаниям и проектам. На практике такой подход привел к всплеску теневого кредитования по всей стране.
Как сообщает газета "Чайна дейли", сейчас в Китае малые и средние компании всё чаще отказываются возвращать кредиты, "незаконно привлечённые у частных лиц". Масштабы этого явления, полагают эксперты, серьёзно угрожают финансовой стабильности страны. Размер теневого банкинга в Китае специалисты оценивают в 11,5 триллиона юаней, или 1,83 триллиона долларов, — около пятой части легального рынка кредитования.
"Многолетнее превышение экспорта над импортом не только привело к деформации структуры экономики Китая, но и сказалось на всей мировой экономике. Раздутый сектор экспорта привёл к дисгармонизации развития страны", — убежден Чэнь Цзяньгуан. Теперь на повестку дня выходит задача налаживания сбалансированного развития экономики, а не стимулирование одного лишь экспорта, полагает этот эксперт. "В ближайшие годы китайская экономика будет развиваться благодаря увеличению внутреннего спроса, развитию сектора реальной экономики, продолжению экономических реформ и повышению уровня жизни населения", - отмечается в докладе Государственного комитета по делам развития и реформ /ГКРР/.
"Для этого необходимо оптимизировать структуру распределения доходов. До сих пор на акционерных предприятиях Китая существует практика невыплаты дивидендов", — отмечает аналитик фонда ценных бумаг "Хайтун секьюритиз" /"Haitong Securities"/ Чжан Ци. По его мнению, это является одним из ключевых элементов медленного развития фондового рынка. Для устранения этого существенного недостатка правительству необходимо задействовать рычаги налогового стимулирования.
"Для повышения эффективности налоговых мер Пекину стоит пересмотреть текущую структуру финансовых расходов. Необходимо снизить инвестиции в проекты развития инфраструктуры и увеличить расходы на социальные услуги. Повышение качества услуг в сферах медицины и образования приведёт к росту потенциала внутреннего рынка потребления", — уверен Чжан Ци. Следующим шагом, по мнению экспертов, должно стать увеличение финансовой поддержки малоимущих слоёв населения, снижение разрыва в доходах между городом и деревней.
Большинство китайских экономистов уверены - властям нужно пересмотреть всю "лестницу приоритетов". "На протяжении десятилетий основной задачей китайских чиновников было строительство экономики — возведение заводов, прокладка автодорог и других объектов экономической инфраструктуры", - отмечает ведущий экономист банка "Острэйлиа энд Нью Зиланд бэнкинг" /Australia and New Zealand Banking Group/ Лю Лиган.
В прошедшие годы китайская экономика развивалась за счет увеличения промышленного потенциала и инфраструктуры страны. По этой причине львиная доля финансовых доходов направлялась в крупномасштабные строительные проекты, а отчасти тратилась местными властями на разные сиюминутные нужды. "Решение о начале создания объектов принималось узким кругом лиц — китайскими чиновниками. В ряде случаев это привело к коррупции", - считает аналитик инвестиционной компании "Жисинь чжэнцюань" Чэнь Лэцзянь.
В ближайшие несколько лет китайская экономика продолжит развиваться за счет строительства объектов инфраструктуры. "Скоро этот метод себя исчерпает. Китаю необходимо продолжить путь рыночных преобразований на более глубоком уровне. В ближайшие годы основным методом развития китайской экономики станут более высокая степень специализации производства, расширения сферы услуг", - уверен заместитель директора Института экономики Китайской академии общественных наук Ли Сюэсун.
  • +0.14 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!