Мировая Закулиса или Театр Теней
7,897,423 11,141
 

  КиевлянинЪ ( Слушатель )
19 ноя 2012 17:57:52

Тред №491508

новая дискуссия Дискуссия  311

Предания старины глубокой...Ну и фото красивые.  Отсюда:

18.11.2012
Размышления о российской государственности: феномен Белого царя

Станислав ТАРАСОВ, Олег ИВАННИКОВ, Углич - Москва

К Угличу, раскинувшемуся на высоком волжском берегу, отношение в России особое.  Это город-музей, о котором написано, кажется, все. Или почти все. Но даже зная Углич по описаниям, корреспонденты «ЦВ» с большим интересом на месте изучали городские архитектурные  достопримечательности – церковь Димитрия на Крови, храмы Воскресенского монастыря, каменную резьбу и стройные пропорции церкви Иоанна Предтечи, шатры Успенской церкви, до того нарядной и изящной, что народ назвал ее Дивной.


Конечно, главное внимание привлекала не разгаданная до сих пор историческая интрига, убийство в 1591 году царевича Дмитрия, с чем связывается начало на Руси так называемого Смутного времени. Этим термином принято обозначать события конца XVI – начала XVII веков, связанных с острейшим социально-политическим, экономическим и, главное, с династическим кризисом в России.

Сегодня от построенного в XV веке княжеского дворца, в котором жил царевич Дмитрий с матерью, сохранилась только его парадная часть, да и то претерпевшая многие изменения. Выстроенный из камня, своими очертаниями и сложными архитектурными деталями дворец напоминает сказочный  терем, хотя его стены хранят немало тайн.  



У царя Иоанна Грозного не было достойного наследника. Непригодность к царствованию его богомольного сына Федора была столь очевидна, что еще при жизни  Иван Васильевич назначил  регентский совет из пяти вельмож, связанных с царским домом родственными узами. В числе их были Иван Мстиславский, Иван Шуйский, Никита Юрьев и шурин Федора Борис Годунов. На долю последнего выпала в русской истории особая роль.

Установлено, что родоначальником бояр Годуновых являлся ордынский князь по имени Чет, принявший в крещении имя Захарии. Как повествует легенда, мурза Чет пришел служить на Русь в начале XIV века. В Костроме ему явилась Божия Матерь с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником  Ипатием. Он крестился под именем Захарии и основал в Костроме монастырь, названный в честь Пресвятой Троицы и святого Ипатия.

С этого сюжета начинается еще одна неразгаданная тайна. Кем же на самом деле был Чет? Почему ему сразу дали во владение очень много земель, а его c потомками приблизили к великокняжескому двору? Есть две версии. Первая: Захария Чет был выходцем из древнего боярского рода, служивший галицкому князю Даниилу. Вторая: Чет является потомком рода Чингизидов. Во всяком случае, монахи костромского Ипатьевского монастыря написали «Сказание о Чете» - татарском царевиче из Золотой Орды. Более того, Рюриковичи охотно роднились с Годуновыми. Возможно, что для Ивана III, Василия III, Ивана Грозного и его сына Федора Ивановича это была своего рода запасная династия.



Дело в том, что Иван Грозный создал на русском престоле уникальную ситуацию. Он рассчитывал, что править будет его старший сын Иван, которого он женил на Евдокии Сабуровой. Если этого не случится, тогда будет править его младший сын Федор, вместе с Ириной Годуновой, а ее брат Борис Годунов будет им помогать в управлении государством. Более того, Иван Грозный сделал все для того, чтобы в случае пресечения его династии самые видные места занимали такие претенденты на трон как Дмитрий, Григорий и Борис Годуновы. Одновременно он способствовал тому, чтобы в государстве окончательно оформилась государственная идеология в форме идеи Москвы – Третий Рим.

Это был уникальный геополитический проект. Падение в 1453 году Византии привело к выходу на арену мировой истории Османской империи. В  идейном смысле Русское государство уже не могло чувствовать свою зависимость от Греческой церкви. Великий князь московский фактически становился единственным независимым правителем во всем Православном мире. Это послужило основой сложных геополитических решений. К началу 20-х годов XVI века султан Селим завоевал Северную Африку, часть Персии, турки стали продвигаться в Европу. Османская угроза  была быстро осознана христианской Европой, а римские понтифики предприняли попытки сколотить антиосманскую коалицию. В разные периоды, пишет историк И.В. Магилина, она имела самую разную конфигурацию, включая  и «нехристианские державы».  

В 1529 году, когда османы осадили Вену, к проекту активно подключились австрийские Габсбурги, но организовать очередной «крестовый поход» на Константинополь за счет участия только европейских стран им не удалось. Поэтому постепенно конфигурация антиосманской коалиции стала выстраиваться по схеме – Европа – Россия – Персия. Как считает историк И.В. Магилина, так родился проект «переноса культурного, исторического и военно-политического наследия Римской империи сначала к Византии, а затем к Московскому царству». Потому, что о своих правах на правление этими огромными территориями заявляли и другие претенденты. После гибели Большой Орды, в 1502 году, крымский хан заявил, что именно он является законным преемником золотоордынской власти над Восточной Европой и его полномочия должны признать бывшие вассалы Улуса Джучи.  

Русские цари пошли на сближение с Римом, поскольку их устраивал расчет Римской Курии: осуществить политический союз с участием осколков развалившейся Золотой Орды с целью уничтожения турок-османов, и только на втором этапе, по возможности,  решать проблемы объединения с Римом в единую концессию. Многие аспекты политики на восточном направлении, писал европейский дипломат Н. Воркович в своем донесении, осуществлялись Борисом Годуновым, «обладающим недюженными  способностями к дипломатии». Именно Воркович информировал Европу: «Борис ныне держит всю власть в своих руках, ибо царь ничего не решает».



Дипломатическая переписка того времени, которая наиболее полно сохранилась в основном в европейских архивах, содержит апелляции к христианскому единству, хотя Россия публично никогда не выдвигала лозунг собрать под своей властью земли Золотой Орды. Тем не менее, существуют исторические факты, которые не стоит игнорировать. Так, после присоединения Казани  в 1552 году Иван Грозный отправил послания, в котором содержалось требование платить ему ясак (дань) так же, как когда-то платили казанскому царю. После завоевания Астрахани в 1556 году он дал наказ взять с астраханцев присягу на верность и приказать всем черным людям оплачивать ясак согласно традиции («по старине»). В свою очередь ногаи называли Ивана Грозного Белым царем, что означало «хан Западной Орды» и подразумевало трактовку статуса правителя Москвы в качестве наследника ханской власти Золотой Орды.

Не случайно потому Габсбурги выдвинули проект воссоздания Русского государства в географических границах Золотой Орды и предложили начать вместе с Персией наступление на Османскую империю с западного (персидского) и северного (русского) направлений. Одновременно с Персией вела переговоры и Римская Курия. Шаху Аббасу, который активно боролся в регионе с османскими завоеваниями, было предложено образовать с Русским государством «конфедерацию» и передать «под  управление  Москвы Дербент, Шамеху и Баку».

Более того, прибывший в Москву в 1590 году   персидский посол Хосров предложил «взять Персию под покровительство России», а шах Аббас «готов был принести присягу на подданство России». Тогда он в письме в Москву обозначил термин - Белый Царь, каким ранее именовался основатель Золотой Орды  Батый, внук Чингисхана от старшего сына Джучи. Напомним, что Персия была улусом  Улагу-хана, внука Чингисхана. В восточной «табели о рангах», пишет историк И.В. Магилина, потомки Джучи - Батыя находились на более высокой ступени, чем остальные правители, поскольку только они имели право называться Белыми царями». То есть шах Аббас признавал политическое верховенство Бориса Годунова.

Но была и контригра. Готовился сценарий, не без участия Османской империи и сопредельных объединенной Литвы и Польши, вмешательства во внутренние дела России. Так были заложены основы трагедии, которая и произошла в Угличе в 1591 году. В этой истории много мистического. Но, на наш взгляд, все же устранение последнего отпрыска династии было выгодно Борису Годунову. В архивах хранится донесение английского  посланника Джерома Горсея: «Царевич Дмитрий был жестоко и изменнически убит, ему перерезали горло в присутствии матери».

... Мы стоим рядом с церковью Димитрия на Крови в угличском Кремле,  которая была построена в 1692 году на месте гибели царевича. Она покрашена в красный цвет, символ пролитой крови. Белый орнамент и синие купола с золотыми звездами призваны давать  надежду на воскрешение и высшее прощение. И думаем, почему Александр Пушкин особенно выделял историческую трагедию «Борис Годунов», и почему история восхождения на русский престол Бориса Годунова  его так волновала, и почему сюжет о царе-детоубийце сохраняет в русском сознании по-прежнему актуальный смысл.



Что было бы с Россией, какой она бы стала, если бы Борис Годунов осуществил проект вхождения под покровительство Русского государства земель, некогда входивших в состав Золотой Орды? А ведь власть ханов охватывала территорию значительной части современной России (кроме Восточной Сибири, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера), северный и западный Казахстан, восточную Украину, Молдавию, часть Узбекистана (Хорезм) и Туркмении.

И не потому ли многое в русской истории развивается по какому-то провиденциальному сценарию, но когда сбивается его глубинный алгоритм, наступает эпоха возмездия? Будем помнить, что в  трагедии Пушкина «Борис Годунов» грешен не только царь, грешен и народ, судьба которого тесно перекликается с судьбой Бориса. Народ вначале молчал, хотя его  побуждали признать Бориса царем. Потом народ кричит: «Ах, смилуйся, отец наш, властвуй нами». В финале народ не менее громко кричит: «Да гибнет род Бориса Годунова!». Потом его побуждают уже приветствовать приход на царство Димитрия-самозванца.  Но вновь перед тем, как с ним расправиться, народ традиционно «безмолвствует».

З.Ы.: Откмментирую, по теме. Про миссию Австрии по созданию антитурецкой коалиции И проекту "Россия = Золотая Орда" -- правда. Эту миссию в Москве выполнял Эрих Лясота, который, ко всему прочему занимал прикладной картографией театра военных действий -- и ездил в 1594 году с миссией на Запорожье, с целью завербовать казаков на службу Австрийском императору и отправить их в поход в Валахию.

Цит: "Интересным артефактом той эпохи является Карта Борисфенского Тракта, автором которой стал польский картограф Томаш Маковский. Карта была создана около 1603 года по заказу князя Миколая-Кшиштофа Радзивилла как часть карты Великого княжества Литовского; в 1632 году она была воссоздана как отдельная карта Виллемом Блау. Однако, вполне вероятно, что настоящим автором карты был австрийский дипломат и военный деятель Эрих Лясота, который по поручению императора в 1594 году совершил путешествие на Запорожскую Сечь и описал ее быт и дипломатические переговоры. Ведь именно перу Лясоты принадлежат строчки о казаках, нанесенные на карте" (карта сегодня хранится в Киеве в коллекции Александра Прогнимака).

З.З.Ы.: Иван Грозный, по-матери, Елене Глинской, был еще тот Чингизид. См. Историю возникновения рода Глинских от крещенных в ВКЛ потомков Мамая.



З.З.Ы
  • +0.45 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  Бешеный медведь ( Слушатель )
19 ноя 2012 19:52:22

Вообще то Мамай не был чингизидом
  • +1.53 / 7
  • АУ
 
 
  mvk ( Слушатель )
19 ноя 2012 21:36:01


Вот именно... Самое интересное, что по отношению к империи чингизидов Мамай играл ту же роль, что Украина по отношению к России (заигрывания с Европой вообще один в один). Все хотел стать проводником влияния Запада на торговый путь по Волге. Ну и закончилось как обычно. Собрались ребята с Москвы и Урала (Дмитрий с Тохтамышем) и решили вопрос... во всяком случае очень надолго.
  • +1.15 / 7
  • АУ
 
 
 
  КиевлянинЪ ( Слушатель )
20 ноя 2012 01:10:31


Не успел дописать! Темник Мамай -- чингизидом не был, поэтому и устроил то, что привело к Куликову полю. Но Ягайло его не забыл, и дети у Мамая были... И все пошло от них...

Цит по: http://www.segodnya.…amaja.html

В середине XIV столетия в Золотой Орде началась многолетняя междоусобица — «Великая замятня». Орда распалась на два государства, границей между которыми стала Волга. Левый берег Волги контролировал прямой потомок Чингиса — хан Тохтамыш. А от правого берега на запад через Кубань, Дон и всю нынешнюю Украину, называвшуюся тогда Диким Полем, до самого Дуная протянулись владения темника Мамая. Мамай не был чингизидом и не имел права на шапку хана. Но за ним стояли богатые генуэзские города в Крыму и многочисленные потомки половцев, сменивших свое имя на «татары» после нашествия Батыя. Столица Мамая — так называемое «Запорожское городище» — находилась в низовьях Днепра. Его государство занимало две трети современной Украины!

После поражения в 1380 году на Куликовом поле Мамай был убит в Крыму своими подлинными хозяевами — итальянскими купцами, торговые интересы которых он представлял. Но потомство его не исчезло. Совершенно неожиданно оно всплыло на границе Руси и Степи — в Полтаве. «В 1430 г. Полтава вместе с Глинском был отдан в. кн. Витовтом татарскому князю Лексаде, родоначальнику князей Глинских», — гласит «Полное географическое описание нашего отечества под редакцией В. П. Семенова» (т. VII. Малороссия. СПб., 1903, с. 293—294).

Украинский внук Мамая. Кем был этот загадочный татарин Лексада? Некоторую информацию об этом можно найти в книге «Історія України в особах. Литовсько-польська доба», вышедшей в Киеве в 1997 году: «Серед численних князівських родин, котрі жили на теренах України в середні віки, були й такі, що мали тюркське походження. Це, зокрема, стосується князів Глинських, які вважали себе нащадками хана Мамая: за родовим переказом, після поразки останнього в Куликовській битві (1380) його син Мансур-Кият осів на Задніпров’ї, заснувавши тут Глинськ, Полтаву й Глинницю. Спадкоємцем цих володінь став його син Олекса… Охрестившись у Києві та прийнявши ім’я Олександр, він разом із сином Іваном почав служити великому князю литовському Вітовту».

Иными словами, Полтавское ханство мамаевичей было остатком обширных владений основателя династии. Некоторое время оно вело независимое существование на границе Дикого Поля и Великого Княжества Литовского — как раз в тех местах, где зарождалась Украина. Но князь Витовт подчинил внука Мамая и заставил его принять христианство. Упомянутый в «Географическом описании» Лексада, скорее всего, и есть этот новоокрещенный Александр.

Еще в 1981 году советский историк А. А. Шенников депонировал в ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) АН СССР свою статью «Княжество потомков Мамая». Акцентировать внимание на татарских страницах в истории Украины тогда, как и сегодня, не рекомендовалось. Ханство пришлось назвать княжеством. Об определении «Полтавское» нельзя было и помыслить! Официозная советская наука, выкармливая полчища казенных толочек, как от огня, шарахалась от любого «евразийства». Поэтому Шенникову удалось только депонировать (сделать ее доступной для чтения немногочисленных специалистов), а не опубликовать свою статью в журнале. Но именно он обратил внимание на родословную князей Глинских, изложенную в «Бархатной книге»: «Царь Ординский Мамай, коего на Дону побил Князь Великий Дмитрий Иванович, а у Мамая Царя сын Мансуркиян Князь, а у Мансуркияна Князя сын Олекса Князь, а крестил его в Киеве Митрополит, а от него — Глинские».

«Правильное написание имени сына Мамая — очевидно, Мансур-Кият, — пояснял Шенников. — Имя его старшего сына – Алекса (татарское имя), прочие же варианты — результаты его славянизации. В содержании этого текста не видим ничего невероятного. Когда после Куликовской битвы новое войско Мамая было перехвачено и разгромлено Тохтамышем «на Калках», после чего Мамай снова бежал в Крым и был там убит, Мансур с остатками Мамаева воинства должен был искать убежища в районе, наиболее удаленном от Сарая, Крыма и Москвы и наиболее близком к великому княжеству Литовскому, которое до конца поддерживало Мамая. Район Полтавы как раз отвечал этим условиям. К тому же великие князья литовские (в тот момент Ягайло) были заинтересованы в поселении близ своих границ боеспособного населения, враждебного по отношению к Золотой Орде, и разбитые Тохтамышем сторонники Мамая оказались подходящим для этого контингентом».

По мнению Шенникова, «созданное Мансуром княжество оставалось формально независимым в течение 12 лет, с 1380 по 1392 год, хотя фактически, по-видимому, с самого начала в какой-то степени зависело от великого княжества Литовского». Первоначально оно было просто татарским. Но со временем в район Полтавы с севера стали просачиваться «севрюки» — как считают многие, потомки летописного племени северян, уцелевшие после нашествия Батыя. «На примере княжества потомков Мамая в районе Полтавы, — резюмировал Шенников, — мы видим нечто новое и неожиданное для славистов-медиевистов: вместо антагонизма — мирное сосуществование и постепенное срастание тюркской и славянской групп населения в рамках единого и довольно своеобразного политического образования. Был ли этот эпизод каким-то уникальным исключением из общего правила? Или, может быть, это сигнал о том, что слависты неверно представляют себе общее правило?»

Конечно же, это не уникальный эпизод, а то самое правило, из которого родился современный украинский народ. Как признавался еще в XIX веке один из основоположников националистической исторической науки Владимир Антонович в статье «Взгляды украинофилов»: «В состав малорусского типа вошла весьма многочисленная помесь ТЮРКСКАЯ (печенеги, половцы, крымские татары и особенно черные клобуки, некогда заселявшие почти одну треть всего пространства нынешнего Южнорусского края и расплавившиеся в славянской массе его населения)».

Недаром антропологи различают так называемую «центральноукраинскую антропологическую область», население которой отличает «домішка, пов’язана з асиміляцією степових тюркських груп з певним МОНГОЛОЇДНИМ елементом» (Антропологічний склад українського народу. — К., 1965, с. 72).

Пытаясь объяснить популярность у украинцев образа казака Мамая, Шенников видел его истоки именно в Полтавском княжестве детей и внуков Мамая: «Портрет воина-бандуриста мог появиться сперва как собирательный образ пограничного жителя княжества Мансура и его ближайших потомков, — портрет мамая, но ещё не Мамая и тем более не «козака». А для композиции портрета могло быть использовано какое-то произведение восточной живописи, имевшее хождение у мансуровых татар, едва ли не сохранившаяся ещё от монгольских времён старая буддийская религиозная картина, смысл которой был давно забыт. Этот мамай — полутатарин, полусеврюк — был ещё далеко не украинец по своему этническому самосознанию и культурному облику, но он успешно защищал славянское население Украины от крымских набегов и потому стал весьма популярен».



Хочется кому-то или нет, но не Киевская Русь и не Галицко-Волынское княжество — первые «древнеукраинские» государства, а именно крошечное татарское ханство потомков Мамая в окрестностях Полтавы. Иначе на народных картинках был бы изображен не казак Мамай, а какой-нибудь Владимир Красное Солнышко, уцелевший только в русских былинах. В Золотой Орде корни современной Украины.

Цит.: http://www.segodnya.…oznyy.html

Но Иван Грозный тоже был потомком Чингисхана! Его мать происходила из рода князей Глинских. Нынешние украинские исследователи называют их «українськими князями». В советские времена их именовали князьями литовскими. А в дореволюционные — «западнорусскими».

Но, как бы то ни было, и кем бы ни считали себя по национальности сами Глинские, а родовое прозвище они получили от местечка Глинск. Где этот Глинск? В Литве? В Белоруссии, бывшей частью Великого княжества Литовского? А вот и нет! В Малороссии — в нынешней Левобережной Украине. Теперь это просто село на берегу речки Сула. А когда-то казачье сотенное местечко. Глинская сотня входила в состав то Миргородского, то Лубенского полков. А после ликвидации полкового деления — в состав Полтавской губернии. Городского статуса Глинск лишили только в 1923 году — при советской власти.



Кое-что про Глинских на Полтавщине: http://www.poltava.p…170/?print

Родоначальником князей Глинских был сын хана Мамая — Мансур. После поражения Мамая он пришел на Ворсклу и получил в удел от Великого князя Литовского Витовта Полтаву. Я уже писал когда-то об этом эпизоде в статье «Полтавское ханство потомков Мамая». Сам Мамай не был чингизидом. Но своего сына Мансура сумел женить на дочери золотоордынского хана из рода Чингиса. Следовательно, сын Мансура — Лексада, то есть Александр, — первый князь Глинский — чингизидом был. Именно он принял христианство и получил в удел от литовских князей, владевших нынешней северной Украиной, город Глинск.

Из этих Глинских, бежавших из Литвы в Москву при князе Василии III, и была мать Ивана Грозного — красавица Елена. Василий развелся со своей первой женой и успел зачать будущего первого царя.

Иван Грозный хорошо знал свою родословную. Знали ее и московские придворные, и тогдашние европейские дворы. В юном княжиче слилась кровь Рюриковичей, византийских императоров Палеологов и чингизидов, царствовавших над Великой Степью. Удивительное сочетание генов и геополитических возможностей!
  • +0.97 / 8
  • АУ
 
 
 
  mvk ( Слушатель )
20 ноя 2012 23:06:12


Аналогия в голову пришла...

Правление Мамая для Империи Чингизидов закончилось примерно так же, как правление Хрущева/Брежнева для СССР. То есть после них некоторое время империя еще держалась, а потом разваливалась, причем по внутренним мотивам без особого воздействия извне (Романовых свалили в результате спецоперации извне+ПМВ, то есть сильным внешним воздействием). Один раз - случайность, два - .....  есть подозрение, что закономерность. Потом, в смысле после Смутных времен территория опять сливалась по имперским принципам, да и сейчас процесс идет в ту же сторону... Но что-то подсказывает, что менталитет малороссов настолько не подходит для управления имперского типа, а территория на иных принципах просто неуправляема, что ... их просто нельзя подпускать к власти в России. Как впрочем и любой народ, живущий на торговом пути по Днепру из варяг в греки. Наверное это свойство территории.
  • +1.53 / 14
  • АУ