Тред №492173
новая дискуссия
Дискуссия
164
Далее. Каждый представитель любой из 4-х перечисленных в предыдущем посте групп, то есть мыслительный (логический), чувственный (эмоциональный), сенсорный или интуитивный тип может быть как экстравертированным, так и интровертированным. Существуют два основных определения экстраверссии и интроверсии. Одно из них, опирающееся на работы западных психологов Кэтелла, Гилберта и др., известно более широко, нередко даже далеким от психологии людям. Эти психологи понимали под экстравертом человека открытого, контактного, эмоционального и т.д., а под интровертом, наоборот, человека замкнутого и малообщительного.
Путаницу вносит существование еще и психологической защиты с таким же названием (интровертирование, уход в себя как средство защиты психики от стрессов и прочих неприятностей).
Юнг разработал свое, отличное от названного, понимание экстра- и интроверсии. По Юнгу, экстравертированность предполагает изначальную установку сознания, в результате которой внимание человека в превалирующей степени направляется вовне, на объекты внешнего по отношению в собственной психике мира, а интровертированность, наоборот, означает направленность внимания преимущественно внутрь себя.
То есть если экстраверту в первую очередь бросаются в глаза действия, внешность, слова и т.д. собеседника, то интроверт имеет тенденцию к вниманию не столько к собеседнику, сколько к тому, что он сам чувствует, думает, ощущает по поводу внешности, действий или слов собеседника. Именно из этой разницы в восприятии мира вырастает и разница в поведении, в принятии решений, в способах взаимодействия с миром и людьми экстраверта и интроверта. И разница эта весьма значительна. Не буду здесь останавливаться на деталях и приводить примеры такой разницы, поскольку не это сейчас является моей задачей.
Так вот, в результате деления четырех рассмотренных ранее групп людей на экстравертов и интровертов получаются уже 8 таких групп.
Ну и последнее деление каждой из этих восьми групп - деление на рациональные и иррациональные типы. Это деление Юнг в своих работах достаточно подробно исследовал, но в окончательном описании психологических типов не зафиксировал, что дает некоторым его современным последователям-типологам утверждать, что Юнг установил разделение на 8 типов, а не на 16.
На деле же именно деление на 16 психологических типов дает последователям Юнга не только очень полезный инструмент для профессионалов-психологов, позволяющий многократно легче находить правильный подход к разным клиентам, устанавливать с ними позитивный контакт (раппорт) и находить для них наилучшие способы решения их проблем, для чего, собственно, Юнг свою типологию и создавал. Оказалось, что в этой разработке Юнга кроются не замеченные им самим возможности (а может, и замеченные, но которые он просто не успел исследовать) очень широкого спектра применения.
Но вот здесь-то и начинаются чудесатые чудеса, полные как замечательных находок, так и самого разнообразного околонаучного бреда, под названием соционики. Здесь мне придется вкратце рассказать и об этом, старательно обходя всякую бредятину и показывая то полезное, что из этой квазинауки из разряда пригретых Академией естественных наук можно извлечь действительно полезного.
Об этом будет в следующем посте.