М-м-мдяс, я предполагал высокий градус обсуждения, но тут пошел сходу перегретый пар высокого давления....
Я не успел прочитать все, но хоть уточню свое место в дискуссии, в которой, как я вижу, я пока единственный "инородец". Кстати, в конце 19-го --- начале 20-го веков это слово имело уничижительный смысл.
Начну с простого: перевод Ландавшица на марийский и прочие языки полный нонсенс: с Вами-то у нас, Мимохожий, тут двух мнений быть не может. Нет в марийском, нет в татарском нужной терминологии. Финны мне рассказывали, что некий Лаурикайнен, первый финн, освоивший квантовую механику и написавший первый учебник на финском, старательно создавал нужную финскую терминологию. Как они говорят, порой смешную. На уровне классической истории, как классного редактора из "Машиностроения" переманили в "Физматгиз" и она в томе физики полупроводников вульгарное "дырки" везде поменяла на машиностроительно правильное "отверстия" (заметил это в самый-самый последний момент Э.И.Рашба и спас этим тираж, который пришлось бы уничтожить!). Сегодня финны пользуются финско-английским воляпуком. В своей школе, которая была в чисто марийской деревне, я начал учить русский в 4-м классе, в 1957-м. Но Перышкин, Киселев и Рыбкин были на русском! Ботаника, география, история --- все на русском. Сегодня русский вводят уже с 2-го класса. В мое время отличие от русских школ было одно: иностранный язык в национальных школах учили в половинном объеме: в 10-м классе учебник 7-го класса.
Тут помянули "квоты" в вузах. Загадочные и знаменитые квоты: не знаю ни одного марийца, кто поступил бы куда по "квоте". Когда где у костра за бутылкой всплывало, что я мариец и окончил Физтех, мне не раз говорили "А-а-а, поступил по квоте....". Хотел бы я видеть, как можно проучиться на Физтехе, будучи принятым по квоте! Я не могу вспомнить --- разрази меня Бог, если покривлю душой --- ни одного случая, чтобы мне чем-то помогло мое этническое происхождение. Правда, я скоро научился злоупотреблять им в одном: спросить за бутылкой особо умных, где находится Марий Эл. И наслаждаться видом докторов наук, которые начинают морщить лоб и помещать марийцев где-то между ханты и манси, чуток реже где-то у Байкала, недоумевая при этом, почему исконно марийский город Улан-Удэ каким-то боком еще и бурятский, и еще реже вспоминающих про Поволжье.
Тут помянули также "ура-патриотизм" инородцев, которые понимают, что не могут реализовать свои амбиции в своей деревне. В свои 62 я типичный продукт советской эпохи. Да, мои интересы выходили далеко за рамки деревенских (хотя мне очень интересно, что бы вышло из меня, не останови меня в отчаянной борьбе родители, когда после 8-летки я рвался в сельхозучилище учиться на комбайнера после года работы копнильщиком на С-4М и еще года уже помощником комбайнера на том же комбайне). Да, советская система дала мне по жизни по максимуму, и я не могу не быть патриотом той страны, наследницей которой стала Россия. Но не русским националистом, нет: меня беспокоит то, что сложившаяся административная система неидеальна для реализации интересов тех же марийцев. Так как порождает политиканов и тупых националистов, от которых вред один.
Нет малых народов, дурной это термин, есть малочисленные народы. Мы не можем позволить культуре страны выродиться в толпу педерастов и проституток, что кривляются в Юрмале. От них не останется НИЧЕГО! А есть ценности вечные, потерять которые было бы преступно, см. например, этот трогательный очерк:
http://www.vasilsursk.ru/tur/kruzhka.htm