Цитата: AndreyK от 23.11.2012 22:38:30
Процесс уничтожения знаний
В плохой подготовке студентов виноваты не вузы, а государство
Черняховский Сергей Феликсович
Доктор политических наук, профессор,
------------------------------------------------------------------------------------------
.....
Все как у Гоголя в "Мертвых душах": за объективную оценку знания студентов преподавателей наказывают, по сути, штрафами. И часть студентов, чтобы не трепать себе нервы и не тратить время, не только не учат предметы – они даже не ходит ни на занятия, ни на экзамены, ни на переэкзаменовку. Они приходят только на пересдачу комиссии.
Потому что преподаватель еще может проявить профессионализм и поставить двойку. А в комиссию кроме него входят еще два представителя администрации вуза, и решение ее является окончательным. Если двойка – значит, отчисление. И даже, если преподаватель снова поставит студенту "неуд", то два голоса представителей администрации всегда обеспечат ему тройку. Потому что они никогда не пойдут на сокращение финансирования вуза.
Преподавателя шаг за шагом приучают к мысли: "Зачем мне тратить силы и нервы, если этому ленивому наглецу все равно поставят проходную оценку и выдадут диплом?". Основную массу студентов приучают к такой же мысли: "Зачем мне тратить время и нервы на учебу, если нужную оценку можно получить и без этого?". Но эту зависимость создают не вузы – ее создает власть, государство и, в первую очередь, Министерство образования.
В старой советской системе от суммы накопленных во время обучения в вузе баллов зависло распределение на работу. Сегодня эта система уничтожена. А "Вести недели", показывая, казалось бы, правду о том, что студенты вузов не знают даже того, что должен знать школьник, о причинах такого положения молчат. Государство, как жена Цезаря, вновь оказывается "вне подозрений".
Да, студент сегодняшнего вуза подготовлен хуже выпускника советской школы и тем более – советского техникума. Но вина в этом не преподавателей, которые еще в вузах работают, несмотря на то, что доцент получает меньше, чем уборщица средней коммерческой фирмы или домработница, а тех, кто отстаивает систему, в которой труд профессора стоит меньше труда таксиста.
Можно, кончено, сказать: "Вузы делают вид, что принимают экзамены. Студенты делают вид, что учатся". Только нужно добавить: "Министерство образования делает вид, что финансирует систему образования. А Министерство финансов делает вид, что выделяет на это нужные средства".
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
К сожалению, в статье всё свалено в одну кучу.
Да, болонская система зло -- в наших условиях при наших сложившихся традициях. Фактически, произошло урезание базовой подготовки с оставлением "на потом" части того, что учили мы. Математика, механика и т.п. очень сильно кастрированы :-[ . Благодаря ЕГЭ в провинциальные ВУЗы идут все более слабые студенты. И зарплаты ППС безобразно низкие (хотя лучше, чем 10 лет назад).
Но свалено в одну кучу.
От государства резкое усиление бюрократизации, объем почти бесполезной уч-метод работы вырос кратно, сильно в ущерб науке и технике, почти до невозможности (кстати, из-за попыток навести порядок, в том числе -- аккредитация, все писают кипятком года за полтора до нее). Низкие зарплаты. Неумение навести порядок. Общая коррупция.
От страны низкий запрос на подготовку специалистов, востребованность специалистов, на ВУЗовские НИОКР.
От населения теперешнего -- плохая подготовка, мотивированность студентов (это хуже, чем слабые студенты, студенты, которые не хотят и не могут напрягаться).
Но и ВУЗы и преподавателей не оставить в стороне от ответственности. Увы, осн. масса людей ведут себя, как животные -- если есть возможность питаться на свалке, разучиваются добывать пищу сами. Здесь и прямая коррупция, и выставления троек за то, что раньше даже двойки не заслуживало. И низкий уровень научный у основной массы. Лично мне наибольшим тормозом именно в науке кажется современная (феодальная) организация науки, прямая незаинтересованность в научных результатах среднего начальства, особенно в ВУЗах, отсутствие научной среды и научных ценностей среди преподавателей.
Но речь об образовании.
Здесь ссылка на оригинальную статью
Цитата: AndreyK от 23.11.2012 22:38:30
Успеваемость в вузе и научные успехи молодого ученого сегодня не помогут ему получить хорошую работу – любая фирма предпочтет взять дипломированного троечника, обладающего стажем работы по специальности.
По-моему, ерунда. Скажем, на нашей кафедре >90% магистрантов работают, среди них 90% -- по специальности или около (инженерами). Научные успехи могут не помочь, если речь идет об инженере, это разная работа. Обычно-таки помогают.
Цитата: AndreyK от 23.11.2012 22:38:30
А тем, кто что-то производит, тоже нужны не Эдисоны, а мастеровые, желательно способные не создавать новые технологии, а тупо работать по заимствованным за рубежом.
Здесь, ИМХО, политически мотивированные мантры.
Тупо работать не нужно,это раз. Предприятие предприятию рознь, это два. Сильные спецы нужны, их не хватает. Правда, платить им не хотят...
Цитата: AndreyK от 23.11.2012 22:38:30
И часть студентов, ... даже не ходит ни на занятия, ни на экзамены, ни на переэкзаменовку. Они приходят только на пересдачу комиссии.
Таких не видел. Для информации. Отсев студентов сейчас ВЫШЕ, чем в позднесоветствкое время, когда я учился. Хотя, ДА, пропускаем таких, кого надо бы поганой метлой.
Цитата: AndreyK от 23.11.2012 22:38:30
Основную массу студентов приучают к такой же мысли: "Зачем мне тратить время и нервы на учебу, если нужную оценку можно получить и без этого?". Но эту зависимость создают не вузы – ее создает власть, государство и, в первую очередь, Министерство образования.
Эту мысль создает общество потребления и СМИ, с одной стороны, и конкретные ВУЗы с конкретными ректорами, завкафедрами, бюрократией, преподавателями -- с другой. Власть, на этот процесс почти не может повлиять напрямую. То, что есть -- некий результат консенсуса чаяний студентов, быдловузов, чиновников -- т.е. всего нашего общества.
Проблема системная и простых решений не существует, увы. Я сам несколько скомканно отвечал, некогда собраться с мыслями.