Российская наука, образование и перспективы.
490,652 1,658
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
23 ноя 2012 22:38:30

Тред №493015

новая дискуссия Дискуссия  273

Процесс уничтожения знаний
В плохой подготовке студентов виноваты не вузы, а государство

Черняховский Сергей Феликсович
Доктор политических наук, профессор,

------------------------------------------------------------------------------------------
Итоговый воскресный выпуск программы РТР "Вести" обратился к сюжету о провокационном "черном списке вузов", оглашенном на неделе Минобрнауки. Обсуждение вышло неоднозначным. С одной стороны, все комментарии экспертов явно разоблачили непрофессионализм чиновников и необоснованность использованных ими для определения "неэффективности" вузов критериев. Сегодня это очевидно уже всем. Как, собственно, и несоответствие Дмитрия Ливанова занимаемой им должности министра. Разве годится для такой работы человек, сумевший всего за полгода создать на голом месте чуть ли не полдюжины скандалов?
.....
.....
Все как у Гоголя в "Мертвых душах": за объективную оценку знания студентов преподавателей наказывают, по сути, штрафами. И часть студентов, чтобы не трепать себе нервы и не тратить время, не только не учат предметы – они даже не ходит ни на занятия, ни на экзамены, ни на переэкзаменовку. Они приходят только на пересдачу комиссии.

Потому что преподаватель еще может проявить профессионализм и поставить двойку. А в комиссию кроме него входят еще два представителя администрации вуза, и решение ее является окончательным. Если двойка – значит, отчисление. И даже, если преподаватель снова поставит студенту "неуд", то два голоса представителей администрации всегда обеспечат ему тройку. Потому что они никогда не пойдут на сокращение финансирования вуза.

Преподавателя шаг за шагом приучают к мысли: "Зачем мне тратить силы и нервы, если этому ленивому наглецу все равно поставят проходную оценку и выдадут диплом?". Основную массу студентов приучают к такой же мысли: "Зачем мне тратить время и нервы на учебу, если нужную оценку можно получить и без этого?". Но эту зависимость создают не вузы – ее создает власть, государство и, в первую очередь, Министерство образования.

В старой советской системе от суммы накопленных во время обучения в вузе баллов зависло распределение на работу. Сегодня эта система уничтожена. А "Вести недели", показывая, казалось бы, правду о том, что студенты вузов не знают даже того, что должен знать школьник, о причинах такого положения молчат. Государство, как жена Цезаря, вновь оказывается "вне подозрений".

Да, студент сегодняшнего вуза подготовлен хуже выпускника советской школы и тем более – советского техникума. Но вина в этом не преподавателей, которые еще в вузах работают, несмотря на то, что доцент получает меньше, чем уборщица средней коммерческой фирмы или домработница, а тех, кто отстаивает систему, в которой труд профессора стоит меньше труда таксиста.

Можно, кончено, сказать: "Вузы делают вид, что принимают экзамены. Студенты делают вид, что учатся". Только нужно добавить: "Министерство образования делает вид, что финансирует систему образования. А Министерство финансов делает вид, что выделяет на это нужные средства".

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  • +0.13 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (9)
 
 
  PoliAndrey ( Слушатель )
28 ноя 2012 15:16:27

К сожалению, в статье всё свалено в одну кучу.
Да, болонская система зло -- в наших условиях при наших сложившихся традициях. Фактически, произошло урезание базовой подготовки с оставлением "на потом" части того, что учили мы. Математика, механика и т.п. очень сильно кастрированы  :-[ . Благодаря ЕГЭ в провинциальные ВУЗы идут все более слабые студенты. И зарплаты ППС безобразно низкие (хотя лучше, чем 10 лет назад).

Но свалено в одну кучу.
От государства резкое усиление бюрократизации, объем почти бесполезной уч-метод работы вырос кратно, сильно в ущерб науке и технике, почти до невозможности (кстати, из-за попыток навести порядок, в том числе -- аккредитация, все писают кипятком года за полтора до нее). Низкие зарплаты. Неумение навести порядок. Общая коррупция.
От страны низкий запрос на подготовку специалистов, востребованность специалистов, на ВУЗовские НИОКР.
От населения теперешнего -- плохая подготовка, мотивированность студентов (это хуже, чем слабые студенты, студенты, которые не хотят и не могут напрягаться).
Но и ВУЗы и преподавателей не оставить в стороне от ответственности. Увы, осн. масса людей ведут себя, как животные -- если есть возможность питаться на свалке, разучиваются добывать пищу сами. Здесь и прямая коррупция, и выставления троек за то, что раньше даже двойки не заслуживало. И низкий уровень научный у основной массы. Лично мне наибольшим тормозом именно в науке кажется современная (феодальная) организация науки, прямая незаинтересованность в научных результатах среднего начальства, особенно в ВУЗах, отсутствие научной среды и научных ценностей среди преподавателей.
Но речь об образовании.
Здесь ссылка на оригинальную статью

По-моему, ерунда. Скажем, на нашей кафедре >90% магистрантов работают, среди них 90% -- по специальности или около (инженерами). Научные успехи могут не помочь, если речь идет об инженере, это разная работа. Обычно-таки помогают.


Здесь, ИМХО, политически мотивированные мантры.
Тупо работать не нужно,это раз. Предприятие предприятию рознь, это два. Сильные спецы нужны, их не хватает. Правда, платить им не хотят...


Таких не видел. Для информации. Отсев студентов сейчас ВЫШЕ, чем в позднесоветствкое время, когда я учился. Хотя, ДА, пропускаем таких, кого надо бы поганой метлой.


Эту мысль создает общество потребления и СМИ, с одной стороны, и конкретные ВУЗы с конкретными ректорами, завкафедрами, бюрократией, преподавателями -- с другой. Власть, на этот процесс почти не может повлиять напрямую. То, что есть -- некий результат консенсуса чаяний студентов, быдловузов, чиновников -- т.е. всего нашего общества.
Проблема системная и  простых решений не существует, увы. Я сам несколько скомканно отвечал, некогда собраться с мыслями.
  • +0.48 / 1
  • АУ
 
 
  TAU ( Слушатель )
31 янв 2013 23:01:27

Проблема системная.

Но простое РЕШЕНИЕ существует, и, более того - является необходимым.

Это - установление ГАРАНТИРОВАННОЙ ОКЛАДНОЙ части оплаты труда преподавателей и научных сотрудников (а не "средней" - даже не медианной видимо, и посчитанной вместе с зарплатами ректората и прочей администрации) на уровне, обеспечивающем не нищенское выживание, а хотя бы подобие уверенности в завтрашнем дне.
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
  problemsolver ( Слушатель )
31 янв 2013 23:49:28
Интересно, как посчитать потенциальное давление тех, кто захочет залезть в систему с гарантированной хорошей жизнью.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Hypnotic Spector ( Слушатель )
01 фев 2013 14:15:28


Проблему "втаскивания" России в болонский процесс это не решит, проблему ЕГЭ головного мозга это не решит.
Можно делать какую угодно высокую зарплату учителям-преподавателям, но если им придется учить так, как заставляют сегодняшние методички и готовить учеников к ЕГЭ - лучше не станет.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
03 фев 2013 01:56:51

Что за демагогия?

СТАНЕТ лучше. СТАНЕТ. Без вопросов.


А как выживали-крутились - в ущерб или нет образовательному процессу, как вы думаете, все эти годы преподаватели с реально НИЩЕНСКИМИ зарплатами, не интересно?
  • +0.00 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  problemsolver ( Слушатель )
03 фев 2013 05:11:10
Вы бы лучше на мой вопрос ответили. Что вы будете делать, когда туда, распихивая всех локтями, полезут за гарантированным хорошим уровнем жизни те, кто умеет только жрать.
  • -0.09 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
03 фев 2013 19:41:12

Вы бы лучше телегу впереди лошади не ставили.

ХУЖЕ чем сейчас не будет. Ситуация настолько ужасна, что по сравнению с этим ваши гипотетические опасения просто... даже не смешны - непонятны, извините.
Впрочем,сытый голодного не разумеет.
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  gnk08 ( Слушатель )
27 фев 2013 04:50:58


Ну, это просто пессимистический и оптимистический взгляд на вещи:

Пессимист: "Ох, как плохо, хуже и быть не может!"
Оптимист: "Что Вы, батенька, такой пессимист. Будет гораздо хуже!"

Я скорее "оптимист "
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  volga ( Слушатель )
05 фев 2013 00:06:08


Пока оттуда бегут те, кто умеет и любит работать, но не согласен делать это и дальше бесплатно. Мне было больно и обидно бросать дело своей жизни, но я ни о чем не жалею. Теперь я свободна и счастлива. А вы ищите "таджиков" - затыкать дыры, образованные уходом профессионалов, уставших от пожизненного субботника.
  • +0.05 / 2
  • АУ