Продолжаю.
Некоторые из признаков Рейнина я рассматривать не буду, потому что их легко увидеть в проявлениях отдельного человека, но очень непросто связать с особенностями культуры (то есть с интегральным типом нации) таким образом, чтобы это было достаточно наглядно. Поэтому мы рассмотрим бОльшую часть признаков, но все-таки не все 15.
Следующий признак в соционике носит название "правые - левые". В нашем рассмотрении важно только то, что правые типы настроены больше на процесс, чем на результат, а левые, напротив, преимущественно на результат.
Это значит, что человек с правым типом может заниматься долго, иногда бесконечно долго, каким-то приятным или интересным для себя делом даже в том случае, если совершенно непонятно, получит ли он нечто ценное в результате своей деятельности. Человек же с левым типом с очень высокой вероятностью довольно быстро забросит любое дело, если оно не принесет ему ожидаемого результата в обозримом будущем.
Тип Жуков, или СЛЭ, относится к левым типам, то есть к результатникам.
Теперь поговорим о признаке "упрямство- уступчивость". Пожалуй, здесь я могу ради экономии своего труда привести цитату из когда-то написанной мной книги:
ЦитатаОпираясь на бытовое понимание этих слов, можно предположить, что «упрямые» типы неизменно демонстрируют упрямство во внешних проявлениях – например, что их трудно переспорить, убедить в чем-либо и т.д. Однако полюс «упрямство» не всегда проявляется именно таким образом. Нередко носитель типа, обладающего этим признаком, приходит к выводу, что доказывать, например, свою точку зрения окружающим не стоит: все равно их не переубедишь. И тогда на словах такой человек вполне способен выразить согласие с точкой зрения собеседника, хотя в душе он все равно остается при своем мнении. По-настоящему же переубедить человека, имеющего «упрямый» тип, как правило, бывает нелегко, для этого требуются очень веские доводы. «Уступчивый» же более склонен прислушиваться даже к не слишком веским доводам партнера, и переубедить его намного легче. К тому же он действительно меняет свою точку зрения, а не соглашается только на словах, «для вида», как это бывает свойственно «упрямым»".
СЛЭ относится к уступчивым типам, то есть его практически невозможно заставить, но совсем не сложно убедить или уговорить.
По поводу следующего признака опять приведу цитату из той же книги:
ЦитатаПризнак «рассудительные – решительные» показывает склонность человека к длительному взвешиванию всех «за» и «против» того или иного выбора или, напротив, к максимально быстрому в данных условиях определению своих мотивов и целей. ... Эта разница наиболее часто проявляется в двух моментах: на этапе борьбы мотивов (грубо говоря, если я устал и одновременно голоден, то чего мне хочется больше - есть или спать) и в ситуации выбора подходящих способов и средств для достижения выбранной цели. Второй вариант встречается в большей степени у рациональных ТИМов, поскольку их «арсенал» способов и средств обычно богаче, чем у иррационалов, первый же типичен для всех. «Рассудительные», как правило, достаточно долго взвешивают все имеющиеся возможности и их перспективы, действуя по поговорке «семь раз отмерь – один отрежь», а иногда даже по шутливому ее варианту: «семь раз отмерь, а там можно и не отрезать».
Для «решительных» характерно стремление принять решение как можно быстрее, в первый момент совершенно не задумываясь о последствиях своих действий – «ввязаться в битву, а там видно будет». Иногда именно такой подход способен привести к успеху начинания.
К.-Г.Юнг, рассказывая в [24] о том, как он пришел к своей типологической системе, пишет: «Следующая моя попытка состояла в предположении, что существует нечто вроде задумывающихся и незадумывающихся натур, ибо я видел, что многие натуры, кажущиеся на первый взгляд пассивными, на самом деле не столько пассивны, сколько предусмотрительны. Они сначала обдумывают ситуацию – потом действуют, а так как для них это обычный образ действия, то они упускают случаи, где необходимо непосредственное действие без раздумий, и таким образом складывается мнение об их пассивности. Незадумывающимися всегда казались мне те, кто без раздумий прыгает обеими ногами в ситуацию, чтобы потом уж только сообразить, что они, похоже, угодили в болото». Здесь очень внятно показана разница между рассудительными и решительными ТИМами, несмотря на то, что Юнг давал этим проявлениям другое название. Справедливости ради следует процитировать еще одну фразу, написанную Юнгом несколькими строками ниже сказанного: «… очень скоро я обнаружил, что нерешительность не всегда вызывается предусмотрительностью, а скорое действие не всегда необдуманно».
СЛЭ относятся к решительным типам.
Пожалуй, мне стоит и дальше продолжать цитировать когда-то написанное.
Теперь о признаке "веселые-серьезные":
ЦитатаПризнак «веселые – серьезные» вовсе не означает, что носители «серьезных» типов всегда и везде серьезны, а те, чьи типы относятся к «веселым», постоянно смеются. По моим наблюдениям, «серьезным» типам свойственна тенденция достаточно отчетливо разделять ситуации, когда шутки, смех и вообще несерьезное отношение к делу неуместны, и ситуации, в которых именно веселье наиболее соответствует текущему моменту. Такие люди не склонны шутить и смеяться по поводам, связанным с актуализированными потребностями или с тем, что они считают своими обязанностями. Для них очень подходит поговорка «делу время, потехе час». Они вполне способны шутить во время работы, даже ответственной, но не любят несерьезного отношения к делу, которым занимаются.
В отличие от них, люди, имеющие «веселые» типы, даже к самым серьезным делам склонны относиться с изрядной долей иронии, а то и самоиронии, любят работать в атмосфере веселья и задора. Их работу, как правило, перемежают шутки и анекдоты, они любят подтрунивать над коллегами, устраивать веселые розыгрыши – иногда в самых неуместных для шуток (с точки зрения «серьезных» типов) ситуациях.
СЛЭ по этому признаку относится к веселым типам.
Ну и, наконец, последний из признаков Рейнина из тех, которые стоит обсудить в рамках нашей задачи.
Цитата ...признак «аристократы – демократы» . В соционике понятие демократизма включает в себя в первую очередь склонность носителя того или иного типа относиться к окружающим его людям как к равным себе. Для «демократа» в соционическом понимании этого слова не важны ни должности, ни чины, ни научные или иные звания партнера по общению; для него любое иерархическое деление не является определяющим во взаимоотношениях. Для демократа нет заведомо непогрешимых авторитетов. Известно высказывание Леонардо да Винчи (предположительно демократический тип ИЛЭ, интуитивно-логический экстраверт): «Человек, ссылающийся на авторитеты, использует память там, где следовало бы использовать ум». Школьник, имеющий «демократический» тип, способен без смущения спорить с учителем, поскольку статус «школьного начальника» для него изначально не значим –гораздо важнее знания и интеллект учителя (если этот школьник имеет логический тип) или отношение к учителю как к личности (если школьник – этик). Особенно это заметно у иррационалов (у которых «демократические» склонности иногда могут вылиться в панибратское отношение), поскольку рациональные типы чаще всего следуют общепринятым школьным правилам поведения, и даже при частичном несогласии с ними редко проявляют свой «демократизм» в явном виде.
Для «аристократических» же типов, наоборот, отсутствие явной или неявной иерархии в отношениях между людьми вызывает дискомфорт и желание изменить ситуацию. «Аристократы» склонны рассматривать окружающих, строго деля их на «своих» и «чужих». Им свойственно ценить свою принадлежность к какой-либо группе людей: для них важно наличие возможности опереться на плечо товарища и самому поддержать того, кого они относят к «своим». Аристократы по своему духу ближе к коллективизму, демократы же больше склонны к индивидуализму. Если учесть, что внимание к окружающим естественным образом проявляется у экстравертов, а внимание к собственным внутренним оценкам и тенденциям – у интровертов, то наиболее ярко дух коллективизма выражается у экстравертных типов, обладающих признаком «аристократизм», а индивидуалистические склонности легче заметить у интровертов, относящихся к «демократическим» типам.
Особенности соционического «аристократизма» довольно значительно различаются в зависимости от того, принадлежит ли конкретный «аристократический» тип к второй или четвертой квадре. Представитель второй квадры, попав в ситуацию отсутствия иерархической системы взаимоотношений, склонен попытаться самостоятельно создать такую систему. Причем, как правило, он будет стремиться к занятию как можно более высокой ступени в создаваемой иерархии. Более того, не без оснований считается, что один из наиболее типичных страхов для представителей второй квадры – это страх оказаться на самой нижней ступени иерархической лестницы, или, как однажды образно выразился один из социоников ..., страх оказаться «шестеркой».
Представители же четвертой квадры настроены на более «мягкий» вариант соционического аристократизма: им не свойственно строить иерархические отношения в случае их изначального отсутствия, скорее в такой ситуации им просто будет не слишком уютно. Обычно они находят возможность выделить вариант «лесенки взаимоотношений» по какому-либо параметру – интеллигентности, разумности, общественному положению, таланту и т.п., и стараются занять подходящую для себя «ступеньку» на этой «лесенке». Им, как и представителям второй квадры, свойственно искать свою группу, «команду», чувство принадлежности к которой для них весьма значимо.
Ровно в той же степени, в какой «аристократам» доставляет дискомфорт отсутствие иерархии, «демократов» может раздражать ее наличие. Для них более естественно ожидать, что руководство будет осуществлять не «старший по званию» (выражаясь армейским языком), а тот, кто более компетентен в решаемом в данный момент вопросе. Особенно это характерно для иррациональных «демократических» типов, которым в принципе свойственно ситуативное отношение к выбору. У рационалов внешнее выражение таких предпочтений по большей части сглаживается склонностью подчиняться общепринятым правилам.
В этом отрывке упомянут соционический термин "квадра". Поясняю. Квадрой называется группа из 4-х типов, у которых имеются общие и примерно одинаково понимаемые ценности. Отношения между типами, принадлежащими к одной и той же квадре, относятся к совершенно или частично комфортным. Людям, принадлежащим к одной и той же квадре, гораздо легче найти и общие интересы, и вообще взаимопонимание, чем (кроме пары-тройки исключений) с любыми типами, к той же квадре не относящимися.
Кстати. практически все известные мне народы, населяющие Россию (включая в числе прочих и горские народы Кавказа) имеют интегральные типы, относящиеся к той же квадре, что и СЛЭ. И вот здесь будет уместно упомянуть еще об одной особенности СЛЭ (и остальных трех типов той же квадры), проистекающие из особенностей всем им присущего аристократизма.
Носитель такого типа умеет не только руководить, командовать, но и подчиняться. Но при одном условии: если лично он признаёт право другого СЛЭ (или носителя еще какого-нибудь типа, это уже не важно) ему приказывать. СЛЭ будет верно служить сильному князю, конунгу, хану, воеводе, царю, если тот сильнее, авторитетнее, умнее, дальновиднее его или еще по каким-нибудь значимым для СЛЭ параметрам его превосходит. А вот служить слабому властителю СЛЭ не бюудет: либо уйдет к другому воеводе/князю и т.д., либо взбунтуется и сам сядет на княжеский стол. В современных условиях это означает, что если СЛЭ не уважает своего начальника, то с весьма высокой вероятностью будет искать возможность скинуть его и занять его кресло. По той же причине мальчишки с этим типом частенько становятся друзьями после хорошей драки в момент первой встречи: поведение противника в драке (то есть по волевой сенсорике, по которой СЛЭ способен очень адекватно оценивать людей) покажет, достоин ли он уважения. Если достоин, то частенько бывший противник получает от СЛЭ уважительное отношение, а со временем способен стать даже близким другом.
Это к вопросу о том, что делать с зарвавшимися кавказцами. А ничего не надо делать
с ними. .Нам
самим надо стать сильными, и тогда они автоматически начнут нас уважать и верно служить русскому народу. Как уже не раз бывало в нашей истории.