В комментарии на эту статью
http://www.odnako.org/blogs/show_22395/ в журнале "Однако" некий Михаил Маркин дал ссылку на свою статью.
Мне она показалась хоть и не бесспорной, но довольно любопытной.
Дело ЧестиМихайло Маркин
http://www.proza.ru/2012/10/11/1127Необходимость написать статью именно на эту тему появилась не сама собой, а исключительно в связи с выступлением С.Е. Кургиняна в «Школе Сути – 8» и ее эхом в виде статьи уважаемого Романа Носикова. Дело в том, что я очень опасаюсь, что само понятие Чести будет выхолощено и кастрировано, как это уже произошло с понятием «метафизика». И, если понятие «метафизика» уже опустилось с уровня глобальной духовной концепции до уровня личности (пусть даже такой как В.В. Путин), то в отношении Чести допустить подобной метаморфозы ни в коем случае нельзя.
Итак, что же такое Честь и откуда она берется? Для начала само понятие Чести – предельно накаленное и чрезвычайно сложное. При этом не терпящее полутонов даже в рамках отдельных групп носителей разных категорий Чести (дворянской, воинской, торговой и т.д.). И одновременно Честь является производной Культуры доминирующей в обществе. То есть Честь объединяет и аккумулирует в себе силу высшего порядка с силой социального устройства общества. Честь чрезвычайно легко потерять «Береги платье – с нову, а Честь – с молоду». А ущерб, причиненный Чести, смываются исключительно кровью и никак иначе. Поэтому мне смешон человек, который свои «честь и достоинство» пытается восстановить при помощи суда (неважно, Российского или нет) просто в силу того обстоятельства, что он в этом случае априори не является носителем ни того ни другого.
...........................................................
И какой же из всего написанного можно сделать выводы? Мне думается следующие: 1. Апеллировать к такому понятию как Честь, что сделал С.Е. Кургинян сегодня не только вредно, но и смертельно опасно для современного Российского общества и государства, поскольку поднятие на щит Чести без изменения существующей формации приведет лишь к делению на «благородные» и «подлые» сословия. Со всеми вытекающими последствиями, что мы уже проходили до 1917г. 2. Без восстановления истинного значения понятия Честь в государственной идеологии никакие прорывы ни в экономике, ни в общественной вообще жизни не возможны. 3. Сто раз подумайте, прежде чем начнете растить из своих детей Людей Чести.