Новый мировой класс - вызов человечествуhttp://digest.subscr…45600.htmlВ современном бурно меняющемся мире вновь обостряется вопрос о взаимоотношениях государства и общества, о качестве и пределах государственного управления. Сторонники неолиберального подхода, по сути, заявляют, что современное развитое государство уже давно ограничено в своих функциях, присущих исторически сформировавшемуся национальному государству, поскольку гражданское общество с его многочисленными общественными «союзами» и организациями саморегулирования, с развитой «демократией» и свободой личности не нуждается в архаичной государственной опеке.
В то же время сторонники «сильной государственной власти», исходя из своего эмпирического опыта, особенно в странах развивающихся экономик, вполне резонно указывают, что резкое сужение функционала государственного управления в условиях отсутствия реальных демократических институтов ведет к росту социальных и экономических дисбалансов, напряженности и способно привести к самым крайним проявлениям нестабильности. Об интернациональном характере нового мирового класса можно получить представление, воспользовавшись данными списка долларовых миллиардеров журнала «Forbes» за 2011 г. Представленные в нем богатейшие люди планеты распределены по 56 странам. Половина этих стран – вне традиционных границ западной цивилизации. Американцы, конечно, занимают доминирующее положение – более трети членов клуба миллиардеров. Но в различных пропорциях в него входят представители всех существующих геополитических и цивилизационных ареалов. Это указывает на то, что реконструируемый класс интерцивилизационен, интергосударственен, лишь концентрируясь в некоторых государствах, как своих временных исторических «штаб-квартирах». Это действительно мировой класс. Доля стран и регионов мира в списке долларовых миллиардеров журнала «Forbes» за 2011 г., в %
Ни одно государство сегодня не устоит при целенаправленном применении против него консолидированных в руках нового класса капиталов.
.
Этот класс почти полностью узурпировал право на информационно-управляющие системы (глобальные космические системы телекоммуникаций, Интернет, специальные и общественные сети). Проблема монополизации медиа-ресурсов возникла еще в девятнадцатом веке. Представление о современном положении дел с контролем массовой информации можно получить по рейтингу выручки крупнейших медиакомпаний мира. На 50 мировых компаний приходится доход в размере 381,3 млрд. евро. Абсолютное доминирование принадлежит медиакорпорациям Запада. Географическая привязка доходов крупнейших медиакомпаний мира
После распада СССР описываемый нами класс перешел в фронтальное наступление. Устранение геоэкономической системной альтернативы в лице международной социалистической системы предоставило возможность диктовать свою волю.
Основными акторами мировых экономических процессов стали распределившие между собой зоны влияния Транснациональные корпорации. Свидетельством наступления этого класса интересантов становится не только игра с ценами на нефть и золото, но уже и рост цен по большинству значимых товаров в мире, включая продовольствие. Если еще в 1990-е годы ценовое наступление ТНК не было столь очевидно, то в 2000-е оно затрагивает уже большинство мирового населения.
Индексы цен Всемирного Банка, 1990 г. – 100%
Анализ происходивших и происходящих в мире событий позволяет с существенной степенью достоверности выявить ключевые цели данного класса. Прежде всего, ему необходимо добиться полного и безоговорочного торжества «мира потребительства». Этот мир уже создан.
В нем под лозунгом «спрос – двигатель экономического развития» осуществляется глобальная манипуляция общественным сознанием, устраняются даже малейшие ростки духовности, исторических традиций, национальной культуры и самобытности.
Казалось бы, что плохого в росте уровня материального потребления современного человека? Потребительский рост – как индикатор развития. Это не очевидно на первый взгляд, но рост потребления не может выступать постоянным фактором развития. В истории нередки провалы и даже катастрофы в условиях модели линейного роста потребления. Много раз по одной и той же схеме повторялся алгоритм развития и гибели цивилизационных систем в периоды доминирования именно потребительских ценностейОбобщенный по истории человечества алгоритм гибели великих государств
Достаточно небольшого сбоя в динамике потребительского роста, чтобы вся система государственности посыпалась. Материальный движитель прогресса ограничен. А в футурологическом отношении безысходен.
Этот вызов брошен историей миру в целом. Сопоставление потенциала духовного состояния мира и материального роста позволяет говорить именно о ценностно-мировоззренческом основании современного системного кризиса. Достигнут исторический максимум разрыва материального и духовного потенциалов человечества. Неизбежен вывод о перспективе смены миростроительской парадигмыСоотношение духовного и материального потенциалов развития мира в XX-XXI вв.
Уместно подчеркнуть, что для класса, который теперь можно условно назвать «классом глобальных олигархов», абсолютно безразличны как судьбы большинства граждан развитых стран, так тем более судьбы цивилизаций и народов Латинской Америки, Африки, Азии и Востока в целом.
Именно поэтому класс «глобальных олигархов» столь спешно и агрессивно пытается задавить сегодня любые очаги духовного и социально-экономического сопротивления, будь это Ирак или Иран, Ливия или Сирия, Россия или Куба и т.д. Точно так же, прагматически, относятся они к формированию новой глобальной системы отношений с Китаем, Бразилией, Индией, Россией и рядом других развивающихся экономик. Они не намерены спокойно ждать, когда Китай станет первой экономикой мира, а Индия и Россия обойдут страны «Золотого миллиарда». Поэтому сама идея диалога цивилизаций в многополярном мире является для этого класса опасным вызовом. Противостоять ему они смогут только в мире конфронтаций, военных конфликтов и разделенного предрассудками и страхом мира.
Именно поэтому столь важно организовать борьбу за победу парадигмы «Нового Человеческого Гуманного Общества» с признанием равенства цивилизаций, их культурного и духовного наследия, их права на выбор самостоятельного пути при условии уважения прав «Других».Автор - Владимир Якунин, доктор политических наук, научный руководитель Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, специально для журнала "Свободная мысль".