Суперджет-100 и авиапром России вообще
4,708,288 18,971
 

  Спокойный ( Слушатель )
13 дек 2012 16:34:37

Тред №501211

новая дискуссия Дискуссия  62

Россия вступает в конкурентную борьбу
на глобальном рынке гражданских самолетов:


Внешэкономбанк готов профинансировать по льготной
ставке экспорт первых шести машин в Индию и Лаос.

Заместитель председателя ВЭБа Александр Иванов:
Основная идея - это оптимизировать механизм поддержки экспорта высокотехнологичной продукции:
- сократить сроки рассмотрения заявок,
- обеспечить конкурентоспособную ставку для экспортера,
- скоординировать работу всех участников группы ВЭБа.
На заседании наблюдательного совета 29 октября этого года был одобрен механизм взаимодействия
участников группы Внешэкономбанка при кредитовании высокотехнологичного экспорта.
Сейчас мы вместе с ЭКСАРом заканчиваем составление регламента работы по этой программе.
В группе, помимо самого ВЭБа, еще три компании, задействованные в поддержке экспорта
- это страховое агентство ЭКСАР,
- Росэксимбанк - банк-агент, осуществляющий государственную гарантийную поддержку экспорта
- и «ВЭБ — лизинг» - специализированная лизинговая компания.
Их работу необходимо скоординировать.
И наша главная цель — дать экспортеру понимание того, что с момента, когда он подал
заявку на поддержку экспорта с приложением всех необходимых документов,
максимальный срок ее рассмотрения и принятия решения составит 3 месяца.

Такое поручение нам дал министр экономики Андрей Рэмович Белоусов, поскольку рынок
экспортных поставок высококонкурентен, контракты уходят моментально.
Росэксимбанк является агентом Минфина по предоставлению госгарантий
в рамках действующей государственной поддержки экспорта.

Госгарантии могут предоставляться в том числе и по кредитам, в качестве заемщиков
по которым выступают покупатели российской продукции с повышенным уровнем риска,
например, 6 и 7 группы по классификации ОЭСР.
Сейчас, на переходный период, Росэксимбанк способен такие риски закрыть.
Гарантии могут предоставляться финансирующим банкам — ВЭБу или синдикату банков.
Есть ряд вопросов по этому инструменту в связи со вступлением России в ВТО.
Нет единого мнения, могут ли госгарантии дальше использоваться,
потому что сейчас они бесплатны.
А по нормам ОЭСР, гарантии экспортерам бесплатными быть не могут.
Может быть, эта система будет пересмотрена,
но на данный момент действует переходный период.

«ВЭБ-лизинг» выступает оператором в лизинговых схемах.
Например, при продаже воздушных судов Sukhoi Superjet-100 используются по большей части
кредитно-лизинговые схемы, и «ВЭБ-лизинг» в этом случае структурирует лизинговую
часть сделки — передает самолеты в лизинг, создает SPV в различных юрисдикциях.
На первом этапе мы разрабатываем механизм так называемого «кредита покупателю».
Это одна из самых «продвинутых» и сложных форм финансирования экспорта,
когда нерезидент-покупатель российской продукции либо его банк обращается
к нам за кредитом на поставку того же Superjet.
Мы рассматриваем заявку, оцениваем риски, предоставляем кредит покупателю,
а ЭКСАР страхует соответствующие риски.
- По предпринимательским рискам они могут страховать до 90% от суммы кредита,
- по политическим рискам — до 95%.
А Внешэкономбанк готов предоставлять до 85% от стоимости экспортного контракта в виде кредита.
Оставшиеся 15% должны быть профинансированы заемщиком
из других источников, в основном за счет собственных средств.

Это требование ОЭСР.
Рано или поздно Россия вступит в эту организацию.
При разработке своих инструментов мы сразу ориентируемся на опыт стран ОЭСР, на ВТО.
У нас уже есть успешные примеры предоставления «кредита покупателю».
Единого стандарта пока нет, хотя порядок мы уже фактически разработали
и вскоре утвердим его на правлении.
Дальше будем другие продукты разрабатывать.
Это могут быть
- и кредиты продавцу,
- и кредиты банку покупателя,
- и различного рода аккредитивные,
- гарантийные операции.
Внешэкономбанк в силу своего меморандума все-таки больше ориентирован на те проекты,
коммерческие банки по разным причинам не готовы принимать к финансированию.
Как правило,
это проекты с длительными сроками окупаемости либо с повышенными рисками.
Сбербанк и другие коммерческие банки правильно делают,
что развивают это направление финансирования экспорта.
Они должны
- взаимодействовать с тем же ЭКСАРом,
- получать от него страховое покрытие по кредитам,
но на начальном этапе или в проектах с высоким уровнем риска эти банки,
ориентированные в первую очередь на прибыль, вряд ли пойдут в такие проекты.
Задача ВЭБа — запустить этот механизм на начальном этапе, дать импульс, а дальше, если
коммерческие банки будут готовы нас замещать, то мы это будем только приветствовать.

ВЭБ готов предоставить иностранным покупателям
Sukhoi Superjet-100 кредиты на 2,5 миллиарда долларов.
Решением набсовета 29 октября текущего года было определено, что Внешэкономбанк
откроет кредитные линии иностранным покупателям самолетов Sukhoi Superjet-100
с общим лимитом выдачи в 2,5 миллиарда долларов сроком до 12 лет.
В решении набсовета зафиксирована максимальная ставка, которую имеет
на выходе заемщик, с учетом как маржи ВЭБа, так и страховой премии ЭКСАРа.

При этом каждая конкретная сделка в рамках этого лимита будет рассматриваться органами
управления Внешэкономбанка и ЭКСАРа, будет предлагаться соответствующая структура сделки,
в первую очередь кредитно-лизинговая схема, которая позволит минимизировать риски.
Указанное решение наблюдательного совета не предполагает автоматизма
в принятии решений и Внешэкономбанк может отказать заемщику
в финансировании в случае повышенного уровня риска по конкретной сделке.
ЭКСАР заключило соглашение о сотрудничестве
со страховыми агентствами Франции и Италии Coface и SACE.
В проекте Sukhoi Superjet-100 по трети приходится на Францию, Италию и Россию.
Как только ЭКСАР получит суверенный рейтинг и встанет наравне с этими европейскими
агентствами, большинство сделок будут структурированы таким образом:
синдикат трех агентств Coface, SACE и ЭКСАР будет предоставлять соответствующее
страховое покрытие, а синдикат банков — российских, включая ВЭБ, и иностранных,
будет предоставлять соответствующее финансирование покупателям самолетов Sukhoi Superjet-100.
ВЭБ ни в коем случае не претендует на то, чтобы полностью закрыть потребности
в финансировании, мы просто не сможем физически это сделать.
Но в синдикате условия должны быть одинаковые, то есть российские банки должны будут
предоставить те же условия, что и французские банки.
С итальянцами это не сложно сделать, потому что стоимость заимствований итальянского
государства выше, чем у российского, но с французскими банками сложнее будет сбалансировать условия.
И все же для банков будет интересно финансировать экспорт, поскольку полис ЭКСАР, например,
позволит не создавать резервы под эти кредиты.
По информации ГСС, в их планах до 2025 года произвести свыше 800 воздушных судов.
Естественно, значительная часть из них пойдет на экспорт.
И экспорт планируется осуществлять в страны
- Европы,
- СНГ,
- Азии
- и Латинской Америки, то есть по всему миру.
Пока действует решение набсовета, ставка синдкредита будет не выше 6,5%.
Такая ставка была установлена, потому что банки основных конкурентов Superjet
- Embraer
- и Bombardier - предоставляют кредиты на аналогичных условиях
для стран с большим уровнем риска.
Сейчас стоимость привлечения ресурсов ВЭБом соответствует ставке купона
размещенного летом выпуска 10-летних еврооблигаций, составляющей 6,025% годовых,
то есть наша маржа минимальна.
ВЭБ действует на принципах безубыточности, не располагает ресурсами на поддержку экспорта
от государства, все средства мы привлекаем на рынке.
То есть, имеем рыночный пассив и вроде как не совсем рыночный актив.
Набсовету все это было доложено и было принято следующее решение:
схема с финансированием по ставке не выше 6,5% за счет собственных средств ВЭБа
ограничена либо 11 самолетами, либо концом 2013 года.
В настоящее время в правительство РФ направлен на утверждение проект постановления
и правил предоставления Внешэкономбанку субсидии на возмещение части затрат, возникающих
в связи с предоставлением Внешэкономбанком кредитных средств по кредитным договорам
иностранным покупателям на приобретение высокотехнологичной продукции, производимой на
территории России, а также оплату включенных в указанные договоры сопутствующих работ и услуг.
В первую очередь указанное выше постановление и правила будут касаться субсидирования проектов,
связанных с финансированием международных продаж воздушных судов Sukhoi Superjet-100.
  • +0.30 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!