rommel.lst ( Практикант ) | |
04 сен 2008 18:13:31 |
ursus ( Слушатель ) | |
04 сен 2008 18:19:59 |
Цитата: rommel.ua от 04.09.2008 18:13:31
rommel.lst ( Практикант ) | |
04 сен 2008 22:24:21 |
Цитата: ursus от 04.09.2008 18:19:59
Мимохожий ( Слушатель ) | |
04 сен 2008 22:46:52 |
??? А Вы ничего не путаете? "Что в Вашем понимании есть "двухконтурный ионник" и в чём состоит экологическая его грязь? Не нравятся Вам жидкометаллические ИИ (да, тяжёлые щелочные металлы - не фонтан, согласен, а уж ртуть, как у амов на SERTах - тем более) - поставьте разрядную камеру с ксеноном (или любым другим инертным газом) - и вперёд по кочкам...Цитата: rommel.ua от 04.09.2008 22:24:21
А это, извините, не ионный, а ядерно-реактивный называется (сокращённо ЯРД)... А кто Вам мешает эти ТВЭЛы облицевать соответствующей керамикой (например, на основе карбида тантала, который без мелочи 4 тыс по Цельсию держит), а рабочее тело подобрать практически неактивирующееся (хотя бы тот же водород)? И всё... Остаётся только решить проблему безопасности в том случае, когда всё это дело об землю на@бнется при нештатном запуске - и вперёд, perЦитата: rommel.ua от 04.09.2008 22:24:21
rommel.lst ( Практикант ) | |
05 сен 2008 01:22:08 |
Цитата: Мимохожий от 04.09.2008 22:46:52
Мимохожий ( Слушатель ) | |
05 сен 2008 01:46:10 |
Ну, скажем так... Идея совать атмосферный азот в такие нейтронные поля с одной стороны меня конечно не радует (хотя может быть, я просто привык, что графитную кладку поддувают гелием, а воду первого контура - тщательно деаэрируют), но с другой стороны, даже если и образуется в атмосфере на 0,00001% больше углерода-14, чем его в день от космики образуется - и что? Ну разве что будущим археологам гемора добавится...Цитата: rommel.ua от 05.09.2008 01:22:08
rommel.lst ( Практикант ) | |
05 сен 2008 13:28:19 |
Цитата: Мимохожий от 05.09.2008 01:46:10
Мимохожий ( Слушатель ) | |
05 сен 2008 14:53:19 |
Извините, маразм хотя бы из соображений теплофизики... Как известно, скорость истечения прямо пропорциональна температуре. А теплоноситель первого контура её неминуемо обрежет (ибо металлов, остающихся жидкими в столь широком температурном диапазоне не существует, а натриевые 880 град - это даже не смешно, а со свинцом тогда никто не работал (впрочем, он всё равно не лечит)).Цитата: rommel.ua от 05.09.2008 13:28:19
Ну, как говорится, "лучшая рыба - колбаса, лучшая биозащита - квадрат расстояния"... В наших проектах эту задачу собирались решать именно таким образом (насколько мне известно).Цитата: rommel.ua от 05.09.2008 13:28:19
Опять-таки, насколько мне известно, "наши" ни разу не летали, а огневые испытания проводились исключительно на стенде в Семипалатинске-21, причём система отвода и поглощения отходящих газов там была подземная (и когда испытывали движок в аммиачном варианте - засрали её изрядно... ).Цитата: rommel.ua от 05.09.2008 13:28:19
Ну, сформулируем так: идея годная ровно для тех применений, которые гарантируют нас от разрушения АЗ в атмосфере... Если бы всё-таки удалось доработать "кокон", который на такой движок собирались одевать - то почему бы и не соорудить "летающее крыло", годами циркулирующее в стратосфере по замкнутому маршруту, и принимающее/отправляющее челноки с земли? (был и такой проект, в развитие ранних идей Вахмистрова (см. например, сюда: http://www.airpages.…p;page=tb3 )).Цитата: rommel.ua от 05.09.2008 13:28:19
WatchCat ( Слушатель ) | |
05 сен 2008 15:13:47 |
Цитата: rommel.ua от 05.09.2008 13:28:19
rommel.lst ( Практикант ) | |
05 сен 2008 16:18:22 |
Цитата: WatchCat от 05.09.2008 15:13:47
osankin ( Слушатель ) | |
24 авг 2009 00:11:56 |
Цитата: rommel.ua от 05.09.2008 16:18:22
ЦитатаС конца 50-х годов в работах по ПВРД наметился кризис. ОКБ пришлось браться за новую, более "перспективную" деятельность. Именно во второй половине пятидесятых годов ОКБ-670 включилось в исследования, связанные с созданием реактивных двигателей нового типа - атомных (АРД), а также ЯЭУ для космических аппаратов. В этом направлении был проведен большой объем НИР во взаимодействии с НИИ-1, ЦИАМ и институтами ГКИАЭ СССР. Тематика ядерной энергетики была представлена тремя крупными темами - РД-021, РД-022 и БЭС-5. В целом в этом направлении коллектив трудился около 10 лет и достиг больших результатов.
В соответствии с Постановлением ЦК и СМ СССР № 711-339 от 30.06.1958 г. коллектив ОКБ-670 получил задание на предварительные работы по созданию ядерного реактивного двигателя для перспективных космических ракет и МБР. В 1958-1960 гг. велись расчетные и экспериментальные проработки, которые показали возможность создания АРД с заданными характеристиками. В 1960 г. был выпущен эскизный проект, предусматривавший два варианта (наземного и высотного старта) атомного двигателя с тягой 150 тс. В качестве рабочего тела применялся аммиак.
В июне 1960 г. технические требования изменились, и ОКБ-670 была поручена разработка эскизного проекта АРД с тягой 300…400 тс (рабочее тело - жидкий водород). В 1960-1961 гг. эскизный проект двигателя АРД-200 (шифр "021") для ракеты-носителя Н-1 ("лунная" программа) был выпущен и передан "королевскому" ОКБ-1. В январе 1962 г. техническая готовность проекта составила 40 %. Далее было решено продолжать работы по АРД с тягой 30-40 тс (двигатель получил наименование АРД-3). Работы по теме РД-021, продолжавшиеся еще несколько лет, не были реализованы, однако выполненные коллективом ОКБ-670 исследования имели большое значение для развития науки и техники.
В рамках темы РД-022 велись исследования в области электроядерной энергетики: создание бортового источника электропитания (тема БЭС-5), электроядерных двигательных установок для космических аппаратов, в том числе плазменного и ядерного электроракетного двигателя. Основанием для начала работ послужило постановление ЦК КПССС и СМ № 1080-522 от 25.09.1958 г.
В 1961 г. работы по двигателю, получившему наименование ЭЯРД-6 (шифр "022"), шли в двух направлениях. Один вариант создавался с эмиссионным, другой - с магнитогидродинамическим преобразователем тепла в электроэнергию. Совместно с ОКБ-670 работали такие ведущие организации страны, как ЛФТИ АН СССР, ФЭИ, НИИ-5 ГКИАЭ. К концу 1961 г. на установке ТЭП-1,5 были получены первые положительные результаты, однако поначалу к.п.д. и мощность были очень малыми. Работы велись с размахом, но их подкосило свертывание "хрущевской космической эры" в конце шестидесятых годов.
ОКБ-670 принадлежит заслуга в создании уникальной ядерной энергоустановки БЭС-5 для ИСЗ морской космической системы разведки и целеуказания. Разработка проводилась в содружестве с ведущими организациями страны, такими как ОКБ-52 ГКАТ (головной исполнитель), КБ-1 ГКРЭ, ФЭИ, ОКБ-12, Сухумский ФТИ, ИЛВАР и др. Ведущими конструкторами по ЯЭУ в ОКБ-670 были Ю.Н. Глазунов и И.М. Вышнепольский.
Изначально расчетные, конструкторские и экспериментальные работы по БЭС-5 велись по газовому и жидкометаллическому вариантам установки (в дальнейшем - калиево-натриевым теплоносителем). Был разработан аванпроект с двумя вариантами преобразования энергии: паротурбинным (механическим) и термоэлектрическим (прямым полупроводниковым). Для дальнейшего эскизного проектирования выбрали второй вариант.
В 1961-1965 гг. проводились испытания реактора БР-5А, а на стенде в ИЛВАРе - натурные (физические) испытания самой установки БЭС-5. В результате успешно завершившихся к концу 60-х годов работ первая отечественная бортовая ЯЭУ "Бук" полностью прошла испытания и была сдана в эксплуатацию. ОКБ явилось несомненным пионером в этой области. Авторский коллектив разработчиков бортовой ядерной электростанции был удостоен Государственной премии СССР. Для сравнения можно отметить, что эскизный проект ЯЭУ, разработанный в КБ "Энергомаш", был закончен только в 1971 г. Ныне широко разрекламированная ЯЭУ "Топаз", создание которой началось так же, как и ЯЭУ "Бук" в 1960 г., была построена на термоэмиссионном принципе, и ее испытания на ИСЗ прошли лишь 20 годами спустя после испытаний "Бука" - в феврале 1987 г.
Помимо трех основных тем в ОКБ шли исследовательские и конструкторские работы по другим ЯРД. Первый проект прорабатывался для экспериментальной крылатой атомной ракеты (КАР) в конце пятидесятых годов. Создание самой ракеты "375" производилось в ОКБ-301 в 1955-1957 гг. Но тогда реализовать задуманное не удалось - КАР получилась огромной. Позже рассматривался ядерный прямоточный двигатель для одной из КР конструкции ОКБ-52. В 1958-1961 гг. рассматривался целый ряд проектов ЯРД для вторых ступеней межконтинентальных баллистических ракет с подводным и наземным стартом с дальностью до 2500 км.
Со второй половины 60-х годов ОКБ-670 разрабатывало бортовые источники электропитания (БИП) для ЗУР, которыми занималось на протяжении 6 лет. В 1964-1966 гг. ОКБ формально входило вместе с ОКБ-165 А.М. Люльки в объединенное ОКБ-165-670 ГКАТ. Но потом КБ М.М. Бондарюка вновь выделилось в самостоятельное, получив в свой штат коллектив под руководством Л.С. Душкина с тематикой по БИП. Заказчику были сданы два типа источника электропитания - 5И47, работающий на жидком топливе, и 5И48 на твердом топливе.
Таким образом, в конце шестидесятых годов МКБ "Красная Звезда" (в 1967 г. ОКБ М.М. Бондарюка получило это наименование) являлось многопрофильной организацией и вело разработки по трем основным тематикам. Руководство этими направлениями осуществляли заместители главного конструктора: Н.И. Михневич - по ЯЭУ, И.Б. Леванов - по ПВРД, С.А. Дубинец (ранее был заместителем Л.С. Душкина) - по БИП.
Мимохожий ( Слушатель ) | |
04 сен 2008 18:47:07 |
Ну, фотонные нам в ближайшие лет ...десят скорее всего не понадобятся (прошу прощения за каламбур, но до того, как разберёмся с анабиозом, даже низкий субсвет нам не светит... ). А вот что касаемо маршевого ЯРД - это гораздо более интересно (ибо перспектива сильно поближе). У амов - это бесславно скончавшаяся NERVA, а у нас - прошедший огневые испытания "быстрый" уран-водородный РД-0411, в тридцати пусках на полигоне Семипалатинск-21 продемонстрировавший и 230 мегаватт по теплу, и 40 тонн тяги, и скорость истечения 9,1 км/с и устойчивую работу в течении более 4 часов.., Всё, как было заявлено в ТЗ...Цитата: rommel.ua от 04.09.2008 18:13:31
ursus ( Слушатель ) | |
04 сен 2008 18:51:06 |
Цитата: Мимохожий от 04.09.2008 18:47:07
Мимохожий ( Слушатель ) | |
04 сен 2008 19:23:49 |
Плюётся струёй водорода (а точнее - скорее уж компенсированнм ионным пучком - при такой температуре водород достаточно сильно диссоциирует). Массу, да, таскает с собой, но ему её надо существенно меньше, чем химическим движкам (кроме того, строго говоря, ему не важен тип этой самой массы - он достаточно легко перестраиваеттся и на жидкий аммиак, и на воду, правда достаточно сильно снижается эффективность. но "на халяву (считая таковой возможность быренько сожрать подвернувшуюся комету) и уксус сладок"). А почему меньше? Ну, потому как чему равна максмальная скорость ступени? V=Vистln(Mн/Mк), где соответственно Vист - скорость истечения, Mн и Mк - соответвтенно начальные и конечные массы ступени. Слегка повертев сию формУлу в руках, имеем, что для того, чтобы ускориться ещё на одну скорость истечения, мы должны увеличить соотношение начальной и конечной масс в е=2,718 раз (то есть, отъесть бОльшую часть полезной нагрузки и отдать её под топливо). Или наоборот, чем больше скорость истечения - тем меньшую долю веса мы можем отвести под горючее/рабочее тело. А теперь сравним продемонстрированные этим двигуном 9,1 км/с и возможности химического топлива. Для "жижи" (ака "вонючие", ака гептил, НДМГ и несть числа прочим именам) теоретическая максимальная скорость истечения - 3280 м/с, для полукриогенки (керосин-кислород) - что-то в районе 3 800, для полной криогенки (кислород+ортоводород) - 4 260 для бороводородных систем (так на практике и не заработавших) - около 4,5 км/с, для теоретически максимальной химии (бериллий в атмосфере озона) - 7 310 м/с. Реальные скорости, ессно, ниже, и самая высокоскоростная полукриогенка продемонстрировать 3,5 - 3,6 км/с почтёт за счастье.. Отсюда имеем, что с таким движком для вывода на парковочную орбиту полезная нагрузка может занимать не 1/20 (в лучшем случае) долю массы ракеты, а 1/3 (в худшем), причём ракета будет одноступенчатой...Цитата: ursus от 04.09.2008 18:51:06
ursus ( Слушатель ) | |
04 сен 2008 20:17:14 |
Цитата: Мимохожий от 04.09.2008 19:23:49
Мимохожий ( Слушатель ) | |
04 сен 2008 22:37:27 |
Так ионные - это совсем не про то... Это не футуристика, а вполне стандартный двигатель микротяги для доброй половины всего необитаемого, что у нас на орбитах болтается, причём уже почти лет сорок как.. Впервые мы их применили на "Метеорах" в 70-х, потом - 80-е, туева хуча военных "Космосов", потом серия "Луч", потом выпустили "сотку" (ИДН-100), толлько наладились ставить, как... случилась катастройка, и с ним полетело разве что полдюжины приборов за все 90-е... А большинство комплектов скупило НАСА (кстати, выглядят они вот так):Цитата: ursus от 04.09.2008 20:17:14
Дима23 ( Слушатель ) | |
05 сен 2008 03:18:02 |
Цитата: Мимохожий от 04.09.2008 22:37:27