Продолжу тему Христианского социализма.
На мой взгляд, исключительно интересный очерк Владимира Францевича Эрна (1882-1917)
http://chri-soc.narod.ru/ERNW61.htmХристианское отношение к собственностиСчитаю, что статья заслуживает полного прочтения, поэтому не буду заниматься обширным цитированием.
Отмечу только несколько моментов.
С одной стороны грядущее торжество социализма сделает ненужным всякую борьбу за экономическое освобождение и тогда все силы возрожденной церкви должны быть направлены на последнюю и самую трудную борьбу за освобождение из рабства духовного (которое социализм лишь видоизменит и отольет в последние формы)Очень важные и точные слова. Социализм
лишь видоизменит и отольет в последние формы духовное рабство, но его не преодолеет!
Выводов этих несколько и свойства они приблизительно такого: во-первых, все желающие - кратко говоря, - и капитал приобрести и невинность соблюсти, могут искать себе оправдания где угодно, хотя бы и в курсах двойной бухгалтерии, но только не в Евангелии. Если Евангелием требуется отказ от частной собственности и общее совместное и любовное владение имуществом, то этим весь социально-экономический строй нашей жизни - в котором господствуют совершенно иные - диавольские принципы, и в котором все мы необходимо участвуем и живем - объявляется как нехристианскийЧто интересно...Само социальное устройство в СССР, сами принципы на которых он был построен, даже банально быт(!) гораздо ближе к христианскому идеалу мироустройства, чем дореволюционное и нынешнее.
Обещал обширно не цитировать, так что ограничусь ещё лишь ещё одним местом. По моему, блестящее описание происходящих сейчас и тогда (накануне Первой мировой) процессов.
В теле человечества обнаруживается экономическая похоть. Если на этих извращенных экономических отношениях вырастают извращенные отношения социальные, то нарождается похоть социальная; если последняя юридически закрепляется политическими формами, то нарождается похоть политическая. Эта троякая похоть и есть диаволова сторона в естественном теле человечества. С нею и нужно активно бороться, и активно ее обуздывать. Определять, в чем выражается она конкретно, ввиду существования газет, является совершенно излишним. В каждом номере любой газеты стоят кошмарными рядами красноречивые факты и фактики, достойные быть занесенными в коллекцию фактов и фактиков Ивана Карамазова.После прочтения очерка уже не вызывает удивления строчки из вступления:
Наконец, публикаторская судьба этой работы довольно печальна. В советское время она не переиздавалась. В постперестроечное время появились публикации, в том числе и в Интернете. Но с одной стороны, практически полностью отсутствуют комментарии и критика работы. А с другой стороны, кажется, все публикации были частичными, причем, зачастую, выбрасывались важные обобщающие места работы. Видимо доводы Эрна оказываются не по зубам современным богословам, так что проще замолчать, вырезать: нет текста – нет проблемы.(с) Сомин Н.В.