Тред №512275
новая дискуссия
Дискуссия
126
Интервью с проректором НИЯУ МИФИ Е.Весной
28.12.2012 02:58 | Управление пресс-службы и информации НИЯУ МИФИ
В системе высшего образования принято отмерять летоисчисление учебными годами. Календарь вуза традиционно начинается со звонка, звучащего 1-го сентября и завершается подведением итогов приемной кампании. Новогодние каникулы в учебном департаменте главного ядерного университета страны рассматривают больше как возможность сделать небольшую передышку и, заодно, подвести некоторые результаты своей работы. Каким он был, уходящий календарный 2012-й для НИЯУ МИФИ в плане образования рассказывает проректор по учебно-методической работе университета Елена Борисовна Весна.
В настоящее время в качестве критерия уровня знаний абитуриента выступают баллы Единого государственного экзамена. В этом году в НИЯУ МИФИ существенно вырос средний балл ЕГЭ зачисленных на первый курс. Что явилось результатом такого высокого уровня знаний абитуриентов?
Да, в 2012 году университет закрепил успех прошлого года по повышению качества принятых студентов. В этом году проходные баллы на все факультеты резко повысились, в том числе на инженерные факультеты: на факультет «А» – с 201 до 214, на «Т» – со 179 до 200, на «Ф» – со 159 до 198. Средний балл ЕГЭ принятых на 1-ый курс вырос с 77,01 в 2011 году до 79,23 в 2012. Этот показатель стал существенно выше среднего по стране и соответствует 4-му месту в рейтинге среди 139 технических вузов России.
Прежде всего, это результат системной работы университета по профориентации, в которой в 2012 году можно выделить следующие достижения:
Мы расширили олимпиадное движение – существенно возросло количество проведенных олимпиад на региональных площадках, в 1,5 раза увеличилось число участников предварительных и заключительных туров наших олимпиад «Росатом, конкурса «Юниор», которые, кстати, и на следующий год вошли в перечень олимпиад школьников, дающий льготы при поступлении;
В университете получили дальнейшее развитие совместные проекты с Госкорпорацией «Росатом» по привлечению талантливых детей к научно- техническому творчеству. В Сарове с 22 по 24 февраля был проведен 1-ый Всероссийский детский научно-технический фестиваль «Люди будущего» – интеллектуальные соревнования команд школьников из 17 городов расположения научных и промышленных предприятий Госкорпорации «Росатом». С 18 июля по 7 августа на базе Всероссийского детского центра «Орленок», детского лагеря «Звездный», при активном участии команды преподавателей из НИЯУ МИФИ прошла Отраслевая смена для одаренных школьников в области физико-математических дисциплин, проживающих в городах расположения предприятий ГК «Росатом».
В рамках проекта «Школа Росатома» преподаватели университета читали on-line лекции для школьников по подготовке к ЕГЭ по физике и математике, вели конкурсы «Энергия молодости», «Энергия детства» и другие. Проведена значительная работа по развитию системы поддержки одаренных детей и выявлению талантов в рамках Государственных контрактов Федеральной целевой программы развития образования.
В 2012 году стартовал новый инновационный проект «Сетевая школа НИЯУ МИФИ», к которому были привлечены ведущие профильные школы всех Федеральных округов Российской Федерации. Для участия в проекте окружными управлениями образования были рекомендованы по 5 лучших школ из каждого округа. В рамках проекта организовано дистанционное обучение школьников углубленным и элективным курсам в сетевых классах, прикрепление к учащимся сетевых классов наставников (тьютеров) из числа высококвалифицированных преподавателей и научных работников университета, повышение квалификации учителей физики, математики и химии. Для учащихся сетевых классов предусмотрены стажировки и учебно-исследовательские практики в научных центрах и лабораториях университета.
НИЯУ МИФИ является базовым вузом страны, ведущим подготовку специалистов для атомной отрасли России. Расскажите, пожалуйста, о совместных проектах с Госкорпорацией «Росатом», которые способствуют выявлению талантливых студентов и выпускников с целью их дальнейшего трудоустройства на ведущие предприятия атомной отрасли?
В 2012 году университет и Госкорпорация "Росатом" продолжили проведение совместных проектов по выявлению лучших студентов и выпускников с целью их дальнейшего трудоустройства на лучшие позиции предприятий Госкорпорации. Так, в НИЯУ МИФИ прошел финал турнира молодых профессионалов ТеМП, где в первом, отборочном этапе приняли участие 900 студентов и выпускников из 59 городов и более 200 российских вузов (в том числе, студенты НИЯУ «МИФИ»). Проект стал лучшим HR-проектом года. В рамках Дней карьеры КГ «Росатом» в формате интеллектуальных соревнований («Что?Где?Когда?», «Брейн-ринг») прошел командный конкурс «Корпорация знаний», а также бизнес-игра «Managementchallenge» в которой команды студентов управляли виртуальными предприятиями так называемого «полного цикла» – разработка и запуск инновационных продуктов. Кроме того, студенты НИЯУ МИФИ приняли участие в тренингах инженерных компетенций и в пилотном проекте по сертификации квалификаций кадров для атомной отрасли.
Осенью 2012 года прошла 2-я Всероссийская студенческая олимпиада «Ядерная физика и ядерные технологии». Она была организована НИЯУ МИФИ совместно с вузами, входящими в Ассоциацию «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом». В турах олимпиады приняли участие свыше 1500 студентов из 20 вузов России. Победителями и призерами олимпиады стали 94 участника, в том числе 69 из НИЯУ МИФИ. Победителям олимпиады присуждены именные стипендии Госкорпорации «Росатом».
В июне 2011 года была создана ассоциация «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом», которую возглавил НИЯУ МИФИ. Получило ли продолжение развитие сотрудничества с Росатомом в этом направлении в 2012 году?
Да, несомненно. В 2012 году активизировалась деятельность Ассоциации высших учебных заведений «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом». Вузы ассоциации совместно с Госкорпорацией рассмотрели вопросы отраслевого заказа на подготовку специалистов для атомной отрасли. Провели совещание с организациями атомной отрасли по вопросам сотрудничества в области совместных инновационно-ориентированных исследований и разработок в рамках реализации инновационной программы развития Росатома. Ассоциация приняла участие в совместном заседании НТС ЯОК ГК «Росатом» и Ученого совета НИЯУ МИФИ по проблемам комплектования организаций ядерно-оружейного комплекса необходимыми кадрами, а также в совещании с директорами по управлению персоналом филиалов ОАО «Концерн Росэнергоатом» по проблемам комплектования атомных станций выпускниками вузов и формированию специализированного резерва. Члены ассоциации приняли активное участие в Международной конференции «Менеджмент знаний и инновации: уроки технологических лидеров», проводимой Госкорпорацией «Росатом» при поддержке МАГАТЭ, по обмену технологиями управления знаниями.
1 ноября 2012 года прошло учредительное собрание Некоммерческого партнерства «Национальный ядерный инновационный консорциум» (НЯИК), который стал площадкой для диалога вузов и работодателей, объединяющей усилия организаций, заинтересованных в создании независимой системы оценки качества подготовки кадров для атомной отрасли. В НЯИК вошли: холдинги Госкорпорации «Росатом», научные центры ядерного профиля, общественно-профессиональные организации и ассоциация вузов «Консорциум опорных вузов ГК «Росатом».
Вы возглавляете важнейший в любом университете сектор – учебно-методическую работу. Какие новшества для улучшения качества образования были введены в учебный процесс МИФИ в этом году?
В 2012 году началась кардинальная перестройка учебного процесса на выпускающих кафедрах, связанная с массовым открытием новых магистерских программ. Открыт целый ряд новых направлений подготовки. Осуществлен набор 396 магистров для обучения на 50 кафедрах прежде всего на московской площадке и в ИАТЭ, а также в СарФТИ и ВИТИ. Разработанные кафедрами учебные программы подготовки магистров успешно прошли аккредитацию. Сегодня в университете реализуется 70 образовательных программ по 21 направлению подготовки магистратуры. Подготовка магистров становится для НИЯУ МИФИ приоритетным направлением образовательной деятельности. С целью привлечения талантливой молодежи из регионов России для обучения в магистратуре НИЯУ МИФИ в 2012 году создан Институт магистратуры. Научным руководителем Института магистратуры стал академик РАН О.Н.Крохин.
Вы упоминали, что в настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов посредством информационных технологий, это направление играет всё большую роль в модернизации образования. Какие сейчас новые информационные технологии в образовании применяются в МИФИ?
В уходящем году университет продолжил работу по созданию единого сетевого образовательного пространства. Так на образовательном портале была создана единая учебно-методическая база по всем образовательным программам, позволяющая преподавателям иметь доступ к учебно-методическим и информационным ресурсам всех образовательных подразделений. Активно внедряются дистанционные курсы для преподавателей и студентов с использованием дистанционных технологий, прошли повышение квалификации более 1000 преподавателей НИЯУ МИФИ и других образовательных учреждений, включая вузы, техникумы, колледжи, школы и лицеи. Преподавателями университета продолжена практика чтения дистанционных курсов по математике и физике для студентов 1-го и 2-го курсов обособленных структурных подразделений. Расширилась практика публичных видео-лекций по современным проблемам науки и техники для учащихся.
Вы могли бы что-то сказать или пожелать студентам и аспирантам в новом 2013 году?
В нашем университете студенты получают прекрасные теоретические и практические знания, которые открывают перед ними любые дороги для реализации творческого и научного потенциала. Многие наши выпускники стали известными учеными, руководителями крупных предприятий, органов государственной власти. Я желаю студентам и аспирантам упорно и настойчиво постигать науку, ощущать радость познания и неустанно стремиться к новым открытиям. А для этого необходимо быть многогранной личностью, развиваться во всех направлениях и не останавливаться на достигнутом результате. Ведь у каждого в руках – его судьба!
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970