Тред №519215
новая дискуссия
Дискуссия
140
J-15 – соревнование с вчерашним днем
Официальная китайская пропаганда привыкла годами игнорировать обвинения в копировании иностранных, прежде всего российских военных технологий. Ответ на такие обвинения давался лишь на уровне специализированных СМИ и интернет порталов. Строились такие ответы на обвинения обычно по одному и тому же принципу. Столкнувшись с обвинением в копировании китайцы признавали, что могли использовать отдельные принципиальные подходы общие с иностранным изделием. Но вся начинка, все конструкторские решения являются оригинальными и, более того, китайское изделие на голову превосходит предполагаемый иностранный прототип (следует список дополнительных функций и «наворотов» вроде увеличенной на 10% максимальной скорости или установки дополнительного электронного оборудования).
Такой подход не является уникальным только в для случаев копирования военной техники. Ровно та же риторика использовалась, например, китайскими производителями высокоскоростных поездов, когда европейские и японские компании обвиняли их в нарушении условий предоставленных лицензий и попытках реэкспорта созданной благодаря этим лицензиям продукции.
В случае с первым китайским авианосцем «Ляонин» и палубным истребителем J-15 такая риторика была перенесена на официальный уровень. Официальный представитель министерства обороны КНР Гэн Яньшэн заявил, что при развитии военной техники действуют «объективные законы», «многие типы вооружений основаны на тех же принципах», а потому «непрофессионально заявлять, что Китай скопировал авианосные технологии других стран только на основе простого сравнения».
Чтобы ссылка на объективные физические законы смотрелась убедительно, нужно немногое: доказать, что российский авианосец «Адмирал Кузнецов» и российский палубный истребитель Су-33 представляют собой единственные принципиально возможные варианты устройства авианосца и авианосного боевого самолета. К сожалению, это не так. Они уникальны, не похожи на аналогичную технику западных стран. Поэтому простое сравнение устройства, например, крыла китайского J-15 и российского Су-33 снимает вопросы об источниках вдохновения китайских разработчиков. Для вполне однозначных выводов не нужно даже вдаваться в историю вопрос и выяснять, что в 2005 году Китай приобрел на Украине ранний прототип Су-33 под названием Т-10К-3.
В публикациях китайских СМИ также, вполне традиционно, заявляется о том, что J-15 на голову превосходит Су-33 по электронному оснащению, а также обладает более мощными двигателями китайского производства. Поэтому он сравним с такими образцами западных палубных боевых самолетов, как F-18 (очевидно, имеется в виду F-18E/F) и Rafale-M. В Китае рост амбиций и переоценка собственных сил еще некоторое время назад привели к тому, что признавать потребность в приобретении российских технологий стало непристижно и политически невыгодно. Даже в тех случаях, когда китайская промышленность испытывает в реальности проблемы с освоением советских технологий 80-х годов, делаются заявления о соревновании с ведущими западными производителями.
Было бы и правда удивительно, если бы китайцы занялись воспроизведением бортового радиоэлектронного оборудования советского истребителя образца 1980-х — начала 1990-х годов. Это даже технически малореально, ввиду устарелости элементной базы этой электроники. Разумеется, на J-15 использованы плоды разработок, сделанных китайцами для других истребителей на платформе Су-27, таких как J-11B, J-16. Авионика у этого самолета, конечно, должна быть более или менее оригинальной или, возможно, разработанной на основе более поздних российских, а частично и западных образцов. Очевидно, что применены и другие решения, опробованные на J-11B, такие как ограниченное использование композитных материалов в планере.
Что касается двигателей, то мы достоверно знаем, что даже сухопутные китайские тяжелые истребители оснащаются главным образом российскими АЛ-31Ф. Об этом говорят масштабы регулярных закупок этих двигателей в России - например в 2012 году был заключен очередной контракт на 140 двигателей стоимостью $700 млн. Такиие закупки, очевидно, закрывают собой основной объем произвоства самолетов J-11B, J-11BS, J-15, J-16. Двигатель «Тайхан» производится и также закупается ВВС НОАК, но по-прежнему имеет неудовлетворительные характеристики по надежности и ресурсу. В частности, в настоящее время он в среднем способен проработать не более 300 часов до капитального ремонта, в несколько раз меньше российского аналога. Это создает сложности в логистике и поддержании боеготовности боевых частей, а также повышает вероятность летных происшествий, особенно рискованных для морского самолета.
Наконец, сама попытка сравнивать J-15 и Су-33 является бессмысленной. Если бы Россия занималась развитием типа Су-33, то он получил бы новую многофункциональную систему управления вооружением, новое оборудования кабиной и другие усовершенствования, подобно тому, как это было сделано с Су-27 российских ВВС. Но Су-33 считается в российском флоте бесперспективным самолетом, подлежащим списанию в 2015 году. На замену ему производятся истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ (двухместный), при заметно меньшей массе обладающие расширенными боевыми возможностями.
Фактически, у них осталось мало общего с истребителями МиГ-29, производившимися в 1980-е и 1990е годы: в нем изменилась не только электронная начинка, но и планер. Самолет использует цифровую электродистанционную систему управления с четырехкратным резервированием, 15% массы и около половины поверхности его планера приходится на композиты. Самолет способен как дозаправляться в воздухе сам, так и дозаправлять другие самолеты при помощи специального подвесного агрегата (такую возможность имел и Су-33, но ничего не известно о таких способностях у J-15). МиГ-29К несет увеличенную боевую нагрузку на восьми точках подвески и способен нести широкий ассортимент вооружения, в том числе противокорабельные ракеты и корректируемые авиабомбы. И еще одно важное отличие МиГ-29К — в отличие от J-15, который все еще испытывается, МиГ-29К уже производится серийно и поставляется как российскому флоту, так и на экспорт в Индию.
Автор : Василий Кашин
(Опубликовано на китайском сайте "Голоса России" chinese.ruvr.ru)